О чем говорит икона Введения

Древний новгородский образ дарит светлую радость
Наталия Ефременкова
преподаватель иконописи Православного центра прикладных искусств имени преподобного Иоанна Дамаскина

Вот уже вступила в свои права зима, и в самом ее начале, 4 декабря (21 ноября по старому стилю) торжественно отмечается великий церковный праздник — Введение Пресвятой Богородицы во храм. Приходится этот Праздник на седьмой день Рождественского поста — сорока дней очищения и покаяния перед Рождеством Христовым.

Рассказ о событиях Введения, как и о Рождестве Богородицы, содержится в Протоевангелии Иакова. Воплощая радостное и таинственное событие Введения во храм, иконописцы создали канон, который строго следовал рассказу апокрифа. Древнейшие изображения Введения известны с VI в. Они получают распространение в византийском и русском искусстве в XI — XIII вв.

Познавательна и художественно прекрасна икона Введения во храм конца XV в. новгородского мастера. Сюжет иконы возвращает нас к событиям, происшедшим в семье праведных Иоакима и Анны после Рождества Марии. Согласно обету родителей, посвятивших свою дочь Богу, трехлетняя девочка торжественно вводится в Иерусалимский храм.

Движется процессия, ведущая Марию. Слева в виде прекрасных башен — покинутый дом Иоакима, а справа поднимается стройный Иерусалимский храм. Слиты воедино все действия, происшедшие на этом пути: еще идут, выходя из дома, сопровождающие девушки, ступают Иоаким и Анна, но уже пришла в храм и спокойно стоит Мария. В отношении отца и матери к происходящему существует различие, тонко передаваемое древним мастером.

Сегодня на уроке мы с учащимися обсуждали иконографические особенности и настроение в этой иконе. Ребята прокомментировали, что в лике и позе Иоакима чувствуется серьезная убежденность и сосредоточенная воля, Анна скорбит и волнуется по поводу происходящего; материнское волнение — в повороте ее головы к Иоакиму, от которого она как будто надеется получить поддержку. У входа в храм Марию встречает низким поклоном ветхозаветный священник Захария. Он зовуще протягивает Ей руки, и ребенок, почти повторяя его жест, легко и радостно устремляется навстречу.

В облике Марии чудесно проступает Ее будущее: лишь рост говорит о детском возрасте, а лик, одежда, поза — это привычные черты Богородицы. Еще раз напоминая этот главный смысл события, Марию изображают в облике Богородицы в правом верхнем углу — это то самое священное место храма, куда ввел Марию Захария, движимый пророческим духом. Это Святое Святых, недоступное никому из простых смертных; туда мог входить только первосвященник один раз в году. Все 12 лет, до совершеннолетия, жила в нем Мария «как голубица». Обитáя как бы в нездешнем, Божественном измерении, в молитве, питаемая Ангелом (изображен летящим к Марии), Она таинственно освящается, готовит душу и тело, чтобы Самой стать, когда придут времена и сроки, вместилищем Бога, «пречистым храмом», в котором воплотится, приняв всю полноту человеческого естества, Спаситель мира Иисус Христос. Поэтому светлая радость пронизывает все изображение. Она — и в торжественном ритме шествия, и в красоте архитектуры, и в праздничном подборе цветов.

В праздничных рядах иконостасов, обязательных для православных храмов, иконы Введения во храм всегда отличаются особой ясностью композиции, гармонией движения и цвета. Но при этом поражает глубокая серьезность в ликах участников события. Они словно предчувствуют жертвенную судьбу Марии и крестный путь Ее Божественного Сына. Как будто именно об этой иконе писал известный религиозный философ прошлого столетия Евгений Николаевич Трубецкой, когда говорил, что в лучших творениях древней иконописи всегда есть «сочетание высшей радости и высшей скорби».

Митрополит Антоний Сурожский о Празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы пишет: «Не напрасно этот Праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия: и нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться.....Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь, и чтобы с ним родилась в нас новая, ликующая, все побеждающая любовь и жизнь вечная».


 

Больше проектов по теме