Живоносный Источник

Образ Пресвятой Богородицы призывает к омовению наших душ
Наталия Ефременкова
преподаватель иконописи Православного центра прикладных искусств имени преподобного Иоанна Дамаскина

Светлая седмица пронизана праздничным весенним победоносным настроением, а пятница этой седмицы окрашена празднованием замечательного древнегосвятого образа Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». На этой иконе Пресвятая Богородица с Богомладенцем на руках изображены над большой каменной чашей, расположенной в водоеме с животворной водой, у которого стоят страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеление.

История этого образа связана с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, произошедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой милости Пресвятой Богородицы, став впоследствии императором, воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», так как в нём проявилась чудодейственная благодать по молитвам Божией Матери. Так же была названа и икона Богородицы, написанная для новой церкви.

В VI веке император Юстиниан Великий, испив воду из источника, излечился от тяжкой болезни и выстроил около храма, устроенного императором Львом, новый храм, при котором был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии, после падения Византийской империи храм «Живоносный Источник» был разрушен мусульманами. Выстроенная впоследствии небольшая церковь была также разрушена в 1821 году, а источник засыпан. Христиане вновь разобрали развалины, расчистили источник и продолжали черпать из него живоносную воду.

Икону Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» издревле глубоко чтили и на Руси. В Саровской пустыни в честь этого образа был воздвигнут храм. Богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский посылал молиться перед чудотворной иконой Божией Матери, получали от неё исцеление.

 

 

Из истории развития иконы Божией Матери «Живоносный Источник» известно, что первоначальным ее прообразом была древняя греческая Богоматерь, связанная с Влахернским храмом и почитанием Ее образа в виде мраморной статуи, находящейся недалеко от императорской купальни. Из рук статуи текла святая вода — агиасма.

Первое время списки с иконы «Живоносный Источник» писались без изображения непосредственно самого источника. Чуть позже в композицию образа Богоматери иконописцы начали включать изображение чаши, а в ещё более поздних списках иконы появляется и изображение фонтана либо водоёма.

В русской традиции иконописцы изображали кладезь как символ источника. В XVI веке на Руси появляется обычай освящать монастырские источники и посвящать их Божией Матери. Соответственно для часовен и купален, установленных над ними, также писались иконы Богоматери «Живоносный Источник».

Для Свято-Покровского Голосеевского мужского монастыря, на территории которого находится Православный Центр прикладных искусств имени преподобного Иоанна Дамаскина, этот Богородичный образ очень дорог. Один из престольных праздников святой обители — праздник иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», в честь которой назван великолепный храм.

 

 

В 2003 году, когда исполнилось 10 лет со дня возрождения Голосеевской пустыни и обретения мощей преподобного Алексия Голосеевского, а также 15 лет со дня смерти монахини Алипии (Авдеевой), была окончена кирпичная кладка его стен. Церковь восстановили по проекту 1910-1912 годов, созданному епархиальным архитектором Е. Ф. Ермаковым. Архитектура этого дивного девятикупольного храма содержит элементы древнерусского зодчества.

В своей проповеди на праздник Успения Божией Матери в 1981 г. митрополит Сурожский Антоний сказал: «Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш... Божия Матерь уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, — Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех. Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь — те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос — то исполните... И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным...»

Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая!


 

Больше проектов по теме

Ходосы: Домовой Храм
100 800грн
собрано
149 055грн
необходимо
Поддержать
Котюжины: Домовой Храм - Окна, Двери
73 335грн
собрано
77 170грн
необходимо
Поддержать