6 правил радости

О том, как всегда радоваться, а также почему печаль — это путь к радости

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, рассказал о том, как всегда радоваться, а также почему печаль — это путь к радости.

Первое, не самое главное правило — радость должна быть общей. Нельзя, чтобы радость была только для тебя. Нужно, чтобы эта радость была для всех. И как умножить радость? Запомните правило: радость умножается делением.

Второе правило. Нужно научиться так радоваться, чтобы радовалась вся твоя человеческая природа, весь ее состав. Нельзя радоваться только телом: наесться, напиться, отоспаться, там еще что-нибудь сделать — не знаю. Это будет радость животная, и тогда ты постепенно станешь ослом, свиньей-хрюшкой, волком, или еще каким-нибудь животным. Ну, может быть, львом даже, но все равно животным. Надо, чтобы радость обязательно была духовна, чтобы радость была целомудренной радостью. Целомудренная — значит, радость, которая имеет целостное мудрование, когда в это мудрование включается не только тело, но и весь состав человека — его душа, его дух, обязательно. Только такая радость может быть в человеке всегда.

Третье правило. Радость, дорогие друзья, должна быть приобщением к радости вечной. И если нас что-то радует, но мы понимаем, что это не вечно, не надо к этой радости привязываться. Можно ей пользоваться — ну, хорошо поесть котлеты свежеприготовленные — разогретые котлеты не так вкусны. Хотя я всегда ел разогретые, но мне недавно сказали, что разогретые котлеты — дурной вкус, надо их готовить свежие и сразу есть, а класть в холодильник, а потом разогревать — это уже не то. Ну, можно съесть хорошие котлеты. Можно на Пасху разговеться яичком — можно, в этом нет ничего плохого. Нет ничего плохого в супружеских радостях, радостях супружеской жизни, если они подчинены каким-то правилам, если это не просто вседозволенность и распутство какое-то — в этом нет ничего плохого. Можно даже вина немного выпить — вино веселит сердце человека — если ты не алкоголик, у тебя нет к этому пристрастия. Но все-таки: радость должна быть радостью всецелой, целомудренной радостью. Она должна всего тебя охватывать, эта радость. В эту радость должны быть включены твой ум, твое сознание, твой дух, твоя душа

Четвертое правило, самое главное: радость должна быть радостью евхаристической! Кто меня понял, поднимите руки... Под этим словом я подразумеваю то, что радость должна быть благодарением Бога. Как Бога славословят, благодарят ангелы, так и мы должны научиться Бога благодарить, и Евхаристия — значит, благодарение. Конечно, это слово включает в себя и участие в церковных таинствах, в Евхаристии — прежде всего. Вот мы сегодня служили службу — и больше этой радости нет на свете. Надо научиться эту радость понимать, любить, ценить, надо к этой радости все время приобщаться, об этой радости думать, просить Бога, чтобы Господь помог понять эту радость — это очень важно. Это — самое главное. Если будет евхаристическая радость — тогда эта радость для всех, тогда эта радость для всего себя, для всего человека — ты вкушаешь кровь и тело Иисуса Христа, они становятся твоим телом, твоей кровью, и ты приобщаешься к Духу Святому в Причастии Святых Таин. И, конечно, это — радость вечная. Так что эти все три правила соблюдаются тогда, когда твоя радость евхаристична, когда она соединяет тебя со Христом — чтение Евангелия, молитва, жизнь по заповедям — это умножение радости.

Пятое правило. Это очень трудное правило, потому что оно поможет ответить на вопрос, почему в жизни так много скорбей. Ну, как же — всегда радоваться, а написано в Евангелии: «Блаженны плачущие» — значит, надо и поплакать иногда? Но как же так всегда радоваться, когда Господь говорит: «В мире скорбны будете»? «Всегда радоваться» — это заповедь апостола.

Самое трудное, самое важное: скорбь, дорогие друзья — это путь к радости. Лишения — это приобщение к радости. Господь освобождает нас от чего-то, чтобы наша душа не была ни чем связана, чтобы она всецело приобщилась к радости евхаристической. Не нужно этого бояться. И, конечно же, радость вполне соединима и с печалью. Вы знаете, когда явилась Божья Матерь, когда распростерла свой покров над людьми, собравшимися в храме, она молилась со слезами. Со слезами молилась Божья Матерь. Святые, которые всегда радовались, всегда плакали о грехах людей. Есть такой замечательный святой, и говорится о том, что его лицо всегда сияло радостью — а глаза всегда источали слезы. И одно с другим соединяется. Если чистая радость — она соединяется и с покаянием, и с молитвой о других людях, которые этой радости не знают.

Да, вот еще скажу про скорби. Скорби нужны почему? Потому что не испытанная скорбью радость — не настоящая радость, она не проверена. Она может уйти, она может быть ложной, мнимой. А вот радость, проверенная скорбью, как добродетель, проверенная подвигом — настоящая добродетель.

Теперь — про шестое, последнее правило. Для того, чтобы радость была в нашей душе, нужно заложить ей фундамент. Без этого фундамента радость не будет настоящей, не сможем мы всегда эту радость в себе иметь. Это — последнее, самое главное, что нужно обязательно научиться укорять только себя, и только себя считать виноватым во всех тех напастях, которые с нами случаются в жизни. Только себя, и никого другого. И вот этот навык самоукорения, когда мы себя укоряем, а других — оправдываем, он является основой для всегдашней пасхальной радости. Аминь!

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

Больше публикаций

Строим общину
Должны ли христиане искать защиту в суде?

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).