Благотворительность Крестителя Руси

Святой князь Владимир известен не только как просветитель своей державы, но и как первый русский правитель, организовавший государственную помощь бедным

В «Cлове о законе и благодати», одном из первых памятников русской книжности, о святом князе Владимире Святославиче говорится: «ты был нагим одеяние, ты был алчущим кормитель, ты был жаждущим утробы охлаждение, ты был вдовам помощник, ты был странникам покоище, ты был бездомным кров, ты был обижаемым заступник, убогим обогащение».

Автор похвального слова Иларион, первый митрополит Киевский русского происхождения, не случайно ставит в особую заслугу князю дела милосердия. До святого Владимира, в языческой Руси, помощь бедным и больным тоже существовала. Но ей занимались небольшие христианские общины, которые, говоря современным языком, «работали со случаем». Владимир же стал первым князем, который сделал помощь бедным регулярной и осуществляемой совместно государством и Церковью.

«Повесть временных лет» рассказывает о том, что после битвы над печенегами (996 г., через 8 лет после Крещения Руси) князь Владимир построил в Киеве церковь Преображения Господня. Битва состоялась в день этого праздника, и князь ее проиграл, но в память о своем спасении воздвиг храм. Он устроил большой пир. Наварили, как пишет преподобный Нестор Летописец, 300 мер меда, а князь раздал бедным 300 гривен. Такой же праздник он устроил и в день Успения Пресвятой Богородицы.

«И так как любил книжное чтение, то услышал он однажды Евангелие: „Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут“; и еще: „Продайте именья ваши и раздайте нищим“; и еще: „Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль истребляет и воры подкапывают, но собирайте себе сокровища на небе, где моль не истребляет, ни воры не крадут“; <...> Слышав все это, повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги. Устроил он и такое: сказав, что „немощные и больные не могут добраться до двора моего“, приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: „Где больной, нищий или кто не может ходить?“. И раздавали тем все необходимое».

Центром помощи бедным стала и киевская церковь Пресвятой Богородицы; нищие, вдовы и сироты получали при храме еду и помощь от князя и богатых жертвователей. На личные средства князь также основал богадельни и приюты для странников.

Дело отца продолжил и его сын, Ярослав Мудрый, основавший в Новгороде сиротское училище, в котором 300 детей жили на полном обеспечении. Так началась традиция государственной благотворительности на Руси.

Арсений Загуляев.

Больше публикаций

Строим общину
Должны ли христиане искать защиту в суде?

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).