Чем живут валаамские старцы. Часть вторая (+ФОТО)

На Валааме запретили отшельничество, лечат трудом, а на стук бесов отвечают молитвой

Журналисты издания СЕГОДНЯ.ua посетили Северный Афон и рассказали, как живут монахи знаменитой Валаамской обители.

ДАЛЬНИЙ СКИТ

До дальнего скита Александра Свирского на острове Святом плыли почти час. Именно с этого острова и началась жизнь Валаамского монастыря. Здесь же находится поклонный крест и пещерка, в которой подвизался Александр Свирский и провел 11 лет в молчании, и могила, которую он сам вырыл в память смертную. «Преподобные Сергий и Герман именно сюда пришли и подвизались, потому скит еще называют Старый Валаам, — говорит скитоначальник отец Власий. — Скиты существуют для молитвенного уединения. Многие прибывают сюда с горячим желанием стать монахом, рвутся на скиты, но не могут удержаться».

Мы сознались, что ищем старцев. «Да у нас не то, что старцев, стариков нет! — отвечает иеродиакон Дамиан. — Ведь чтобы старцем стать, нужно лет 40 в монастыре прожить. А Валаам 25 лет, как открыли. Молодые мы. Иоанн Крестьянкин хорошо сказал: Почему ищут старца и духовника? Потому что хотят найти в нем духовный жезл. А Господь этот жезл забирает, чтобы мы больше смотрели на Небо, обращались к Богу.

Только в монастыре действует правило: просить ничего нельзя и отказываться ни от чего нельзя. Выпрошенное — выброшенное. Святые отцы так говорили: если увидишь смиренного, кроткого человека, он будет выше тех, кто творит чудеса. Найдете смиренного человека — вот вам и старец. Кто смирен сердцем, тот и чудеса творит. Наши духовные наставники сейчас — скорби и болезни. И нужно каждой скорби в ножки поклониться. Она и есть наш духовный наставник, она наш учитель».

 

Купель крещения на Владимирском.

 

Иконописец. У Валаама есть свои мастера.

 

Визит. Так монахи приезжают друг к другу в гости.

 

Библиотекарь отец Аверкий.

 

Монах Викторин со Смоленского.

 

Дальний Ильинский скит.

 

МЫСЛИ МОНАХОВ О ВОЙНЕ И МИРЕ

«Мир так „заинформирован“, что человеку легко запутаться, а бесу это и надо, — говорит монах Викторин из Смоленского скита. — Нас, как кукол, дергают за нитки. Нитки — это помыслы. Война идет, потому что мир увлекают помыслами. И мы становимся в позу собаки. Нам постоянно пытаются опустить разум на уровень гениталий. В этой области сидит еще и гнев, потому и возникают войны, насилие и блуд. Ум надо держать в сердце. Выйти из войны — встать из позы собаки».

«Это еще не та война, которой всех пугают, — уверен отец Дамиан со Святого острова. — Косма Италийский говорил, что все начнется с „шести миль“. Будет спор между Грецией и Турцией из-за морской территории. После 1990 года греки увеличили свою зону на 12 миль, и в 1996 году чуть война не случилась. Но Господь послал землетрясение. В этом году турецкие истребители 20 раз нарушали воздушное пространство Греции. Паисий Афонский говорил тоже, что с вопроса о шестимильной зоне начнется война в Европе. Турки нападут на греков, мы вмешаемся. Война дойдет до Иерусалима и погибнут 600 млн. Остановлена война будет гласом с Неба, после чего расцвет православия будет невиданный. Люди будут сами ходить и спрашивать о Христе. Ведь сказано в Откровениях — перед концом света будет проповедь. Вот это и будет проповедь».

ФЕРМА: ОТ СЫРОДЕЛАНЬЯ ДО ПОКАЯНИЯ

Монастырская ферма расположена в таком хитром месте, которого не видно ни со стороны дороги, ни со стороны озера. Место это было выбрано еще в конце XIX века игуменом Ионафаном II. Уже тогда здесь выстроили паровую машину, которая приводила в действие водопровод, взбивала масло, молола картофельную муку, резала солому на корм скоту. К дому был пристроен ледяной погреб для хранения молочных продуктов, а от погреба к пристани были проведены рельсы для доставки грузов.

Также на ферме есть рыборазводный завод — монахи занимались разведением таких рыб, как сиг и палия, и в мае выпускали около 40 тысяч мальков в Монастырскую бухту.

Валаамские монахи сами обеспечивают себя молочными продуктами, а здешний коровник оборудован новыми технологиями. У каждой из 75 коровок есть свой «бокс» с подведением труб для подачи воды и дойки. Свежее молоко по трубам попадает в специальный огромный бак, где проходит обработку. Кроме того, валаамцы занялись изготовлением сыра, для чего специально ездили учиться в Италию.

«У нас есть „пещера“, которую называем венский погреб, — говорит помощник начальника фермы Владимир. — Здесь мы храним твердый сыр. Сейчас идет процесс его созревания, видите, он весь покрыт плесенью. Потом мы его моем, счищаем. Сыры наши выстаивают в среднем от полугода до года. Каждая сырная головка подписана — когда и кем сделана, чтобы отслеживать технологические тонкости. Мы ведь начинающие сыровары, всего достигаем путем проб и ошибок. Сейчас у нас несколько сортов — монастико и моцарелла. Сыры наши ни с какими не спутаешь. Потому что молоко наших коровок — сладкое, на Валааме даже травы и ягоды другого вкуса».

Кстати, на территории фермы монахи разбили настоящий ботанический сад. Тут плодоносят карликовые груши и яблони, которым 150 лет! Даже сакура цветет.

 

Венский погреб. Так на ферме хранят сыр монастико и моцареллу.

 

Выстаивание. Бывает до 1 года.

 

Новейшее оборудование. Каждая подключена к общей системе дойки.

 

ФЕРМЕРЫ

Кроме сельского хозяйства, на ферме проходят трудотерапию зависимые люди — наркоманы и алкоголики. Кто-то сам приезжает, кого-то привозят близкие. «Новичку мы даем послушание, как правило, в трапезной: помыть посуду, мусор убрать, и смотрим, как человек себя ведет, разговариваем с ним, — объясняет трудник Владимир. — У нас тут домашняя обстановка, как в семье, что очень важно для зависимого человека. Если человек хочет исправить свою жизнь — с ним происходят поразительные изменения на Валааме.

Ведь почему человек становится зависимым? Потому что у него внутри беда какая-то. Страсти „помогают“ человеку попасть в искушение. А сюда он приезжает, чтобы получить исцеление от боли и страсти. Ведь алкоголь, наркотики — заменитель благодати, который использует дьявол. Для этого кому-то требуются месяцы, а кому-то годы. Надо признать, что падения бывают у каждого. Только мы учим, что путь к исцелению состоит из падений, это нормально. Но чтобы исцелиться, нужно понять, что падение не страшно — страшно не захотеть снова вставать».

 

Курятник. На ферме зависимые люди проходят трудотерапию.

 

Трудник. Изготовление творога.

 

Сыр. Так выглядит вначале.

 

ВОЛОНТЕРЫ: ПИОНЕРСКИЙ ЛАГЕРЬ, НО ДЛЯ ДУШИ

На Валаам можно попасть не только паломником или туристом, а и волонтером. Валаамский волонтер — это человек, который готов работать за еду и проживание в работном доме. Работный дом — это общежитие, не отремонтированное, с комнатами по девять человек, общей кухней и санузлом. Условия оставляют желать лучшего, да и работу предлагать могут самую разную — от прополки грядок до чистки туалетов и уборки навоза. Но желающих предостаточно. Заездов всего восемь, в каждом — по 50 человек. Желающие регистрируются на сайте и заполняют анкеты за три-четыре месяца, а то и полгода!

«Сюда приезжают люди из разных стран и разных вероисповеданий, — рассказывает иеромонах Аверкий, в числе послушаний которого — работа с волонтерами. — Люди не могут понять, почему их сюда тянет. Ведь душа всегда ищет своего Творца. Суть — потрудиться во славу Божию и помолиться, почувствовать монастырскую атмосферу, когда все соединены вместе, а в нынешнее время, когда все разрозненны, это необходимо».

Отец Аверкий уже 20 лет в монастыре. Говорит, что попал на Валаам случайно, приехал поработать в качестве строителя. Он даже не был православным, увлекался восточной философией, а теперь жизни без монастыря не представляет.

 

Из Испании и Германии: «Скучаем разве что только по вилкам».

 

Нам удалось также пообщаться с волонтером, которая уже 5 лет ездит на Валаам каждый год. Светлане Николаевне 72 года. «Я честно указала в анкете возраст и что у меня есть проблемы со здоровьем, но прошу работу соответственно моему возрасту, — рассказала нам пенсионерка. — Я была и туристом, и паломником, но быть волонтером гораздо интересней. Волонтер более свободен, и может жить на Валааме 21 день! Мы первый день пололи свеклу, потом морковь, потом собирали огурцы, петрушку, потом яблоки. Нам ведь в молодости запрещали говорить о церкви, мы догоняем то, что было упущено».

Режим дня у волонтеров — в 8.30 завтрак, с 9 до 12.30 — работа на полях, потом обед и после двух снова послушание до ужина. «Смысл не в работе, а в месте, — говорят ребята. — Каждый приезжает со своими вопросами, а уезжает с ответами. Тут как пионерском лагере, но только для души».

 

Светлана. Каждые 5 лет здесь.

 

Есть среди волонтеров и иностранцы. «Валаам сделал меня более храброй, — делится Лили из Германии. — Мысль о том, что я пережила Валаам, будет помогать мне легче справляться с трудностями. Ведь здесь нужно строго следовать расписанию и условия проживания, как в армии».

«А я скучаю по вилкам, — шутит лютеранка Натали из Испании. — Тут ведь только ложками едят, но пища очень вкусная. Первые дни я думала — никогда больше не приеду. Теперь очень полюбила это место. Валаам помог понять, что многие трудности в моей жизни на самом деле — пустяк. Например, я очень переживала об экзаменах. Теперь отношусь к ним проще, и думаю, даже буду лучше учиться».

 

Выходной. В путешествиях.

 

СЕГОДНЯ.ua

ЧЕМ ЖИВУТ ВАЛААМСКИЕ СТАРЦЫ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (+ФОТО)