Что такое «смертные грехи» и как справиться с гордостью

Мертвое море — память о содомских грехах, а гордыня побеждается только лишь молитвой

«Человеку платит тот хозяин, на которого он работает. Если ты работаешь на черного хозяина, то уже здесь он сделает твою жизнь черной. Если ты работаешь на грех, то с тобой расплатится диавол. Если ты возделываешь добродетель, то тебе заплатит Христос», — говорил Паисий Святогорец.

В миру принято считать, что есть семь (или десять) смертных грехов, остальные якобы «можно». О том, есть ли такие грехи и какой грех самый страшный, журналисты издания СЕГОДНЯ.ua узнавали у наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла.

МЕРТВОЕ МОРЕ

— Владыка, что значит «смертные грехи»? Какие грехи являются «смертными», а какие нет?

— Разделять грехи нет смысла, все грехи смертные. В раю сказал Господь: «Если вкусите запретный плод, смертью умрете». Есть смерть временная — смерть праведников, после грехопадения искупленных кровью Христовой. Сказано, что честна пред Господом смерть преподобных. Нельзя сказать, что кто-то прожил жизнь без греха (кроме самого Спасителя). Даже те люди, которые прожили благочестиво, согласно евангельским учениям, ходили во свете Христова учения, на них тоже действует грех, которым согрешили прародители (Адам и Ева), и они тоже умирают.

Священное Писание свидетельствует, что апостол Павел был восхищен до третьего неба, а святые говорят, что есть восхождение и выше, и нет предела совершенству. А для грешников сказано, что они опустились в преисподнюю земли — Тартар. То есть есть некое место, куда опускаются души грешников и получают свое воздаяние за свою греховную жизнь, в которой не было ни исповеди, ни покаяния.

Поэтому всякий грех — это грех смерти. Возможно, вы имеете ввиду грехи содомские, за которые были наказаны Содом и Гоморра. Содомский грех — помысел, стремление или деяние, связанные с сексуальным влечением человека к представителю (представителям) своего пола, искажение брачных отношений, так называемые однополые браки. Из Ветхого Завета мы помним, что за эти грехи на Содом и Гоморру сошел огнь серы. Сейчас в этой долине находится Мертвое море — там нет ничего живого. Потому я просто удивляюсь людям, которые едут в Израиль с целью — покупаться в Мертвом море! Хотя сегодня, наверное, весь мир больше походит на Содом и Гоморру.

Тем, кому интересно узнать, какие бывают грехи, я посоветовал бы книгу Игнатия Брянчанинова «В помощь кающемуся». В картинках их можно посмотреть в галерее Ближних пещер при входе. Там изображены мытарства — путь, по которому после смерти проходит человеческая душа и как ее истязают бесы и защищают ангелы.

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СМЕРТИ

— Но часто говорят: я не грешу, я же никого не убил...

— Можно убить не мечом, а словом. Всякий грех, который делается с нарушением заповеди, — смертный. Есть одно средство, которое избавляет от смерти, — это таинство покаяния, соединение с таинством Евхаристии — причащения Тела и Крови Христовой. Какой бы ты ни был грешник, у кающегося грешника есть возможность войти в Царствие Небесное.

Приведу пример — бегство в Египет Божьей Матери с Богомладенцем, Иосифом Обручником и апостолом Иаковом, братом Господним. По дороге они попали в руки разбойников, которые хотели отобрать осла и еду. Но когда главарь разбойников посмотрел на младенца, то сказал: «Если бы Бог сошел с неба, воплотился в человеческую плоть, Он бы не был таким красивым, как этот мальчик». И запретил забирать осла и скудные припасы. На что Божья Матерь сказала: «Этот Младенец воздаст тебе благодарностью».

Прошло 30 лет с того времени. И вот тот разбойник оказывается в числе осужденных на Голгофе вместе со Христом. Именно он сказал второму разбойнику, который поносил Иисуса: «Что ж ты ругаешь Его, мы по правде осуждены. А Он невиновен!». И обратившись к Иисусу, произнес: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!». На что услышал: «Днесь будешь со Мною в раю».

О чем это говорит? Что никогда не поздно покаяться. Кем бы ты ни был до встречи с Христом, нет такого греха, который Господь бы не простил. Никогда не поздно передать свою жизнь в руки Бога, сокрушить свое сердце.

ГОРДОСТЬ СТРАНЫ

— Один из грехов — гордость. Но у нас конкурсы проводятся «Гордость страны», например, это разве неправильно?

— Это тот самый бес, который приобрел другую личину. Чем мы можем гордиться? Лишь тем, что мы — творения Божьи, и без Бога ничего не можем делать. Человек должен, в первую очередь, взирать на образ Христа, а не хвастать тем, что имеет или может. Он ничего не имеет и не может без воли Божьей. Ничего в нашей жизни не происходит без воли Господа.

— Как помочь гордому человеку, как направить на путь Божий, если он даже не крещен?

— Гордый человек подобен человеку безумному, душевно больному. Только молитва может все. Даже за некрещеного вы можете молиться в домашней молитве. В завершении проскомидии я прошу: «Господи, положи преграждение злу, если нельзя помочь, управь так, чтобы они не вредили человеческой природе людей». И на молебне говорю: «Умудри некрещеных».

По этому поводу вспоминается история искушения бесом Макария Великого. Бес говорил Макарию: «Я пришел, чтобы ты душу отдал». А святой Макарий упросил его прежде, чтобы бес пел Херувимскую. «Что твоя Херувимская?» — сказал бес. Но когда начал петь, вспомнил утраченную благодать Божию и сам стал меняться. С него вдруг стала сыпаться шелуха, слезы потекли рекой, а ангелы принесли ему белые одежды. Поэтому молитесь о гордом человеке, чтобы Господь смирил, умилосердил его сердце.

В ЧЕМ КОРЕНЬ ВСЕХ НАШИХ БЕД

«Гордыня и гордость по сути одно и то же — корень всего зла, который приводит в мир все орудия неправды, — говорит владыка Павел. — Гордым Бог противится. Дьявол из-за гордости своей находится между небом и землей и не может подняться в высоту ангельского невидимого мира, и находится между нами, чтобы искушать. Но мудрый человек, боящийся Господа, обличен ризой спасения и имеет все орудия противоборства дьяволу. Он покрыт шлемом молитвы, таинством миропомазания, крещения, благодатными дарами церкви, и таких бес боится».


Больше публикаций

Строим общину
Должны ли христиане искать защиту в суде?

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).