Как научиться давать милостыню с легким сердцем

Почему добытые «нечистым» путем деньги нужно сжигать, и можно ли откупиться от греха

Перед началом Петровского поста журналисты издания СЕГОДНЯ.ua решили затронуть тему милостыни, особо актуальной сейчас, в период нестабильности и войны. Ежедневно мы встречаем на своем пути людей, которые просят нас о помощи. Некоторые просят робко и стыдливо, а иные — требовательно и грубо. Каждый из нас стоит перед выбором: «Подать милостыню или нет? И сколько? А пойдет ли это на пользу тому человеку, или он пустит ее на грех?» О том, имеет ли значение размер милостыни, кому и как ее правильно подавать, рассказал наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел.

— Владыка, в миру считается, что милостыня — это откуп от грехов. Якобы можно грешить, потом дать милостыню — и Бог все простит. Так ли это?

— Господь принимает жертву, если она от чистого сердца. Ведь этот человек дал деньги на строительство церкви не для себя, а для всех людей. Если Господь увидит, что он раскаялся и меняет свою жизнь, то примет эту жертву. По большому счету, деньги сами по себе — грех. Но на них строятся церкви для людей, отапливаются здания, делаются ремонты. Нам сейчас надо за все платить и выживать, и людям помогать.

Есть такой анекдот: «К батюшке пришел человек с вопросом: «Батюшка, а если я дам миллион, то спасусь?» Батюшка отвечает: «Не знаю, спасетесь вы или нет, но давайте попробуем». У преподобного Антония Великого есть рассказ о том, как к нему пришел вор, который захотел отдать награбленное церкви. По уставу, священники не должны принимать в церковную казну деньги, добытые нечистым путем. Их следует сжечь. Монахи купили дрова для обители, таким путем сделали доброе дело и получили тепло.

— Зачем вообще давать милостыню?

— Господь творит милость человеку. По милости Он создал нас с вами, по милосердию принял нашу плоть и стал человеком. Он знал, что его Сына оплюют, изобьют, будут издеваться и пригвоздят к кресту. Казалось бы, нет большего унижения. Вот она — милостыня для нас от самого Бога.

В Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне с начала XX века братия щедро делилась с неимущими тем, что имела обитель. Каждый воскресный день к Великим воротам монастыря стекалось до 800 нуждающихся паломников и нищих монахов, которые получали из рук братии милостыню — хлебные лепешки. Вскоре они получили гневную бумагу из Кинота (собрания представителей всех монастырей Афона), по которой им запрещалась раздача милостыни «столь бесполезным образом».

Монахи Пантелеимонова монастыря решили в последний раз раздать милостыню. В то утро к монастырю, как обычно, пришли сотни нуждающихся, и во время раздачи милостыни инок Гавриил сфотографировал пришедших людей. Когда снимки были проявлены, все присутствующие были потрясены: на фотографии, в стороне от многочисленных просителей, стояла женщина в лохмотьях, смиренно получавшая из монашеских рук благословенный хлеб.

Как известно, на Афон не допускают женщин. В монастырской летописи сказано, что это Матерь Божия пришла в монастырь, чтобы поддержать неимущих монахов. А позже явилась одному из иноков в величественном сиянии и произнесла: «Скажи отцу Макарию, чтоб не затворял врата для нищих». С тех пор на стене слева от Великих ворот Пантелеимонова монастыря помещена большая каменная плита, на которой изображена Матерь Божия, смиренно стоящая рядом с монахами и странниками.

Поэтому милостыню творить мы должны. Мы не знаем, кто больше нуждается в милостыне: дающий ее или принимающий ее.

— С какими мыслями надо подавать милостыню?

— Большое значение имеет то, по какой причине и как даем милостыню: от души, от избытка средств или просто не задумываясь. По этому поводу есть притча. Один из придворных слуг императора Константинополя, который отличался своей жадностью и злым нравом, как-то выходя из ворот своего дома, встретил нищего, который стал просить подаяние. Этот придворный слуга был так разгневан просьбой нищего, что взял и бросил ему кусок хлеба, который был у него в руках. Нищий взял брошенный ему хлеб и пошел к другим нищим, ожидавшим его.

Этой же ночью слуга неожиданно умирает. На судилище бесы положили на чашу весов свитки с перечнем всех злых дел умершего, которые во много раз перевешивали чашу весов добрых дел, которые положили ангелы. Но все изменилось, когда Ангел принес последний свиток о куске хлеба, брошенном нищему. Случилось чудо: чаша весов перевесила все злые дела придворного слуги. И ангелы забрали его душу.

Даже если человек дает милостыню в порыве души, Господь милует и приемлет его намерения. Милостыня спасает душу от погибели. Давая милостыню, можно произнести: «Господи! Прими от меня эту жертву, чтобы я имел спасение и мог дальше помогать нуждающимся».

— Имеет ли значение размер милостыни? — Даже если человек не имеет средств на подаяние, он может просто поговорить с просящим, посочувствовать ему. Господь целует намерения. Есть притча о вдове, которая в отличие от многих богатых, которые жертвовали в сокровищницу много, положила все, что у нее было — всего две лепты. Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Потому что все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое».

Эта вдова положила всю свою надежду на Бога. И Господь никогда не оставит человека в беде и невидимо посылает ему свое милосердие.

— Многие дающие не хотят подавать нищему, потому что видят в нем лентяя, пьяницу. Надо ли об этом думать?

— Вы достоверно не знаете о жизни человека. О том знает только Бог. Когда вы даете, то «правая рука не знает, что делает левая». Не надо сильно раздумывать и оценивать человека. Господь дает тебе средства, хотя знает, что ты, так же как и тот лентяй и пьяница, можешь употребить их и для греха. Он знает, но дает. Так и ты. «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся».


Больше публикаций

Строим общину
Должны ли христиане искать защиту в суде?

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).