Как Никола Святоша лечился молитвой

Правнук Ярослава Мудрого стал привратником, деньги от братьев-князей отдавал странникам, колол дрова и не принимал лекарств

Если говорить современным языком, то история Николы Святоши была дауншифтингом по обычаям Киевской Руси, считают журналисты издания СЕГОДНЯ.ua. Дауншифтеры — люди, которые бросают карьеру и работу в офисе, отдают ключи от машины и квартиры друзьям, покупают хатку в забытом Богом селе и живут «с огорода» и с Божьей помощью, причем это приравнивается практически к подвигу.

Только вот во времена Древней Руси люди так не мелочились. Дауншифтер так дауншифтер. Был князем Святославом, правнуком Ярослава Мудрого, а стал привратником и разнорабочим Киево-Печерского монастыря. На такой отказ от мирских благ способны единицы. Сделаем только ремарку, что до пострига князь Луцка был женат, даже имел детей. Однако земельные наделы его были захвачены половцами. Бороться за возврат имущества князь не стал. А после смерти жены, в феврале 1107 года, уходит в Печерский монастырь, став, таким образом, первым князем, который принял монашество.

ЖИТИЕ НИКОЛЫ

В монастыре на «дауншифтера» княжеские привилегии уже не распространялись, да и не хотел он этого. «В Печерской лавре князя постригли с именем Николай, — говорит наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел. — Больше всех преуспевал в послушаниях. Сперва работал с братией на кухне, рубил своими руками дрова и на своих плечах часто носил их с берега. Словом, усердно делал и все нужное для приготовления пищи. Его родные братья, князья Изяслав и Владимир, не раз заставляли бросить монастырь и не делать грязную работу черни. Только Никола не бунтовал, а плакал. Вначале вымолил у братьев еще один год побыть с братией на кухне, а пробыл там целых три года. Причем любое дело исполнял с прилежанием и благоговением. После поварни его поставили к монастырским воротам, где он тоже пробыл три года, не отходя никуда, кроме церкви. Оттуда его перевезли в трапезную, потом в келию. Никола везде служил с готовностью. Конечно, братья-князья наведывались к монаху, и если что приносили, Никола раздавал странникам, либо нищим, либо жертвовал на строительство храмов.

Есть такое в Патерике воспоминание. Был у князя прежде врач по имени Петр. Братья подговаривали его внушать, что монашество ведет к прямой погибели. Потому, наведываясь к Николе, сидящему у ворот в посте и простой одежде, Петр уговаривал: «Князь, нужно тебе подумать о своем здоровье, чтоб не истощить себя многим трудом и воздержанием. Когда изнеможешь, неудобно будет нести иго, которое ты взял на себя ради Христа. Бог не хочет труда или поста выше силы, но только сердца чистого и смиренного. Ты работаешь на черноризцев, как купленный раб! Кто из русских князей делал так — твой ли блаженный отец Давид или приснопамятный дед Святослав? Никто даже из бояр не пожелал бесславного пути такой жизни, только один Варлаам, бывший здесь игуменом. Не послушаешь моего совета, примешь смерть». Много еще другого, по поручению братьев его, говорил врач блаженному, иногда сидя с ним в поварне, иногда у ворот. Блаженный же отвечал ему: «Брат Петр, много думал я о спасении души моей и рассудил: не надо щадить плоть, чтоб она не тяготила похотями дух. Томимая воздержанием и трудом, она смирится, а если изнемогла, то сила моя — в немощи».

ЧУДЕСА И ИСЦЕЛЕНИЯ

Нельзя сказать, что святой Никола никогда не болел. Бывало всякое. «Узнавая о болезни, Петр готовил ему лекарство, но, прежде чем он приходил со снадобьем, Никола Святоша выздоравливал и не позволял себя лечить, — продолжает владыка Павел. — Мало того! Когда сам врач стал болеть, Никола предупреждал: «Не будешь принимать лекарств, скоро выздоровеешь. Будешь — много пострадаешь». Тот не послушался, выпил то, что приготовил себе, и чуть не умер. И выздоровел после молитв святого.

Снова разболелся врач, и блаженный послал к нему гонца с посланием: «На третий день выздоровеешь, если не будешь лечить себя». Врач послушался и в третий день выздоровел! Обрадовался Петр, пришел, благодарит Николу. А тот ему и отвечает: «Петр, тебе следует постричься и в этом монастыре вместо меня, потому что я через три месяца отойду от этого мира». Услышав это, врач Петр упал к ногам его и заплакал. Пообещал изобрести такое лекарство, которое бы исцелило Николу: «А и если не вылечу тебя, пусть глава моя будет за главу твою, и душа моя за душу твою». Блаженный князь, подняв плачущего врача, сказал ему: «Не тужи, Петр, лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Я же не нуждаюсь в лечении для временной жизни, ибо давно умер я для всего». Сказав это, блаженный пошел с врачом к пещере и приготовил себе место для погребения.

Когда же пришли, врач снова заплакал: «Знаю, что если ты захочешь, умолишь Господа, чтоб тебе жить еще. Меня же положи здесь!». Блаженный же сказал ему: «На все воля Божия. В одном образе иноческом да послужим Ему!». Петр постригся и провел три месяца в молитве и слезах, а через время отошел ко Господу. После его смерти блаженный князь Святоша тридцать лет прожил в монастыре, не выходя в мир. А в день его похорон едва ли не весь Киев пришел прощаться с блаженным монахом.

Власяница Николы Святоши спасла его брата, князя Изяслава, от онемения и не раз выручала в бою. После смерти святого стали происходить чудеса. Однажды брат Николы, Изяслав, напился воды из Печерского колодца, после чего онемел. Тогда, по благословению игумена, на больного надели власяницу Николы Святоши, омыли водой из источника — и Изяслав заговорил. С тех пор Изяслав всегда брал и надевал на себя власяницу брата, когда заболевал — и тотчас выздоравливал. И во всякой битве имел он с собой эту власяницу и оставался невредимым. По преданию, лишь однажды после греха не дерзнул надеть ее на себя и был убит на брани».

ЗАСЛУЖИТЬ ЛЮБОВЬ

«Никола прожил 40 лет в монастыре, — продолжает владыка Павел. — За его средства была построена Троицкая надвратная церковь в XII веке. Все средства, что имел, тратил во имя спасения душ человеческих, видел во всем волю Божью и получил любовь народную, которая сохранилась до сих пор. Недаром ведь даже одну из станций метро — „Святошин“ — назвали в честь Николы Святоши.

Сегодня мы так любим кого-то смирять, советовать: ты отдай, ты сделай, а сами палец о палец не ударим. Князь смирился настолько, что отказался от почестей и славы мира, остался владельцем лишь собственной души, подобно Андрею Первозванному. За это Господь наградил его разными дарами: пророчества, целебничества. И сегодня к нему приходят люди, просят ходатайства и получают помощь.

У Николы Святоши был главный дар — любви и милосердия к людям. Человек чистый сердцем, сокрушенный, видит Бога. И чего бы он ни попросил, Господь ему дает. Такой человек, очистившись, становится настоящей сокровищницей — лугом духовным. Сейчас очень немногие желают людям спасения. Тот человек, который благовествует слово Божье, независимо от того, священник он, епископ или просто хороший журналист, — у него золотые ноги, потому что приведший ко Христу единого покрывает множество своих грехов. Праведный человек всегда будет стараться не дать соблазна другому человеку, а помочь спасти душу и привести ко Христу. Ведь верующий знает: каждый искуплен ценой крови Христовой».

СЕГОДНЯ.ua


Больше публикаций

Строим общину
Должны ли христиане искать защиту в суде?

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).