Как перестать быть зависимым от «лайков» и зачем нужны виртуальные часовни

Почему соцсети нас затягивают

Журналисты издания СЕГОДНЯ.ua спросили у главреда официального видеоканала Запорожской епархии УПЦ протоиерея Александра Овчаренка как Церковь относится к общению между прихожанами и священниками по интернету и какие опасности поджидают верующих в соцсетях.

— Отец Александр, несмотря на бум соцсетей, многие верующие до сих пор боятся интернета, считая его бесовским изобретением. Чем этот страх обоснован?

— Знаете, как понять, что компьютер — бесовское изобретение? Очень просто: снимите крышку системного блока и плесните на материнскую плату святой воды. Шучу. Это такое религиозное суеверие. Верующий человек всегда с осторожностью принимает новое — здесь играет большую роль тема Апокалипсиса и, конечно же, современный прогресс, который чаще всего становится регрессом. Мы решаем проблемы, которые нам создают машины, которые мы придумали, чтобы решать проблемы. Не говорю уже о том, что из средств коммуникации сети становятся средствами вражды. Поэтому пугать всех концом света бесполезно. Лучше пугать концом интернета!

— Насколько приемлемо для церковного служителя общаться с прихожанами по интернету? Как это происходит?

— В силу своего служения я общаюсь в соцсетях часто, как по рабочим моментам, так и нерабочим. Каждый человек, появляющийся в нашей жизни, — учитель. Кто-то учит нас быть сильнее, кто-то — умнее или осторожнее. Кто-то ломает стереотипы своим примером, тем самым давая нам ценный урок. Иногда неплохо мысленно прокрутить в голове своих учителей. И интернет-общение в этом может помочь.

Но есть и свои опасности. Говорят, соцсети и интернет затягивают так, что люди становятся зависимыми. Почему? Людей, в силу первородной греховности, затягивает все то, что дает наслаждение. А наслаждения чаще всего становятся страстями. Страсти же в переводе с церковно-славянского — «страдание». Соцсети приятны тем, что в них есть неограниченные возможности для общения. Идее «себя показать, других посмотреть» способствует система «лайков», «репостов» и всяких комментариев. А вот здесь и скрывается главная опасность — мы становимся в некотором смысле «одержимыми». От количества «одобрямсов» на наших фото и постах у нас портится или поднимается настроение! Что, конечно, недостойно человека разумного.

— Образ сетей часто встречается в Ветхом Завете: «Господь извлекает из сети ноги мои», «Он избавит тебя от сети ловца»... А вот в Новом Завете сети ассоциируются с рыбаками, которые, «оставивши сети свои, последовали за Иисусом»... Можно ли сказать, что происходит некая трансформация образа? Что это может означать?

— Сети — действительно очень емкий образ. Первые две цитаты взяты из Псалтыря (24 и 90 псалом) и имеют негативное значение опасности. Здесь царь Давид просит у Бога защиту от ловца — сатаны — и освобождение от сетей, как от лжи, страха и смерти. В Новом Завете этот образ несет уже значения земных привязанностей и пристрастий — земного попечения. И действительно, образ сетей уже смягчен. Думаю, что здесь все дело в жертве Христа. До Его прихода на землю, Его крестных страданий, смерти и воскресения люди были под властью сатаны. Человечество в целом и каждый в отдельности осознанно или интуитивно, но чувствовали эту власть. Христос уничтожил эту власть — страха смерти. И после его воскресения человек, хоть и испытывает влияние сетей, но уже не так сильно.

Для того чтобы следовать за Богом, существуют два условия. Мы должны осознать свою греховную человеческую природу: что не в силах спасти себя сами, нас может спасти лишь Бог. Мы должны также осознать тщетность человеческих усилий. В Евангелии люди рыбачили всю ночь и ничего не поймали, пока не пришел Иисус и не попросил Бога благословить их уловом. Потому, осознав тщетность своих усилий, рыбаки пошли за Ним. Эта притча учит тому, что Господу подвластно все, и без Его благословения не достичь ни земных благ, ни Царствия Небесного.

Посмотрите, воздух, располагаясь между небом и землей, отделяет их друг от друга. Не может быть смешения между небесным и земным. Небесное, будучи духовным и легким, естественным образом всегда устремлено ввысь. А земное, обладая весом, всегда тяготеет книзу. Так, если будешь держаться духовного, оно устремит тебя вверх, а если земного — потянет вниз.

Поняли ли тогда апостолы-рыбари, что означает это обещание Христово — сделать их ловцами человеков? Едва ли. Удивительно то, что они ни на минуту не задумались, не остановились, чтобы передать кому-нибудь свои рыболовные сети, а просто их бросили. «И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним». Такова сила божественного слова Иисуса. Но велика была и их вера Христу: хотя Он и призвал их, но не принуждал; могли и не пойти, но, однако же, пошли, и пошли тотчас же. Вот такого же послушания желает и от нас Христос Спаситель: чтобы мы ни на минуту не откладывали того, чего требует Его закон.

Вот что пишет еще св. Иоанн Златоуст: «Посмотрите же, какова их вера и послушание. Они заняты были своим делом; но, как скоро услышали призыв Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали: „Сходим домой и посоветуемся с родственниками“; но, оставив все, последовали за Ним точно так же, как Елисей последовал за Илией. Христос желает от нас такого послушания, чтобы мы ни на малейшее время не откладывали, хотя бы того требовала самая крайняя необходимость». Это призыв всем нам отложить свои «сети» во всех смыслах и принять Господа в свое сердце.

ЛЮДИ ХОТЯТ УВИДЕТЬ СВЯЩЕННИКА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЦЕРКВИ

В отличие от монахов, которые стремятся к отказу от всего мирского, большинство приходских священников принимает тот факт, что интернет — отнюдь не выдумка бесов, а среда общения (обитания), как и множество других, которую можно умело и грамотно использовать. Где бы он ни был — в церкви или в маршрутке, или на пляже, или в сети, люди будут воспринимать его как лицо духовное, а его мнение автоматически сопоставят с мнением всей церкви, — говорит отец Александр. — Таков уж наш крест. Задача священника — помогать людям, где бы он ни находился, и подавать пример.

Интернет — это в первую очередь общение — по-человечески искреннее, которое сейчас так важно для людей. Люди хотят увидеть священника не только в церкви, но и за ее пределами — его жизнь, быт, мысли и чувства. Такое внимание очень дисциплинирует самого священника, поднимает планку его вкусов, предпочтений, учит не столько осторожности — как бы ненароком что-то не сказать, и не лукавству, нет! А искренности и открытости. Общаясь с людьми в интернете, мне как священнику, важно понять точку зрения человека, который пишет, какой бы агрессивной она ни была. Вчитаться, поразмышлять, не отвечать сразу, а подумать, перечитать свой ответ, перед тем как отослать его.

Конечно, лучше разговаривать лицом к лицу и в храме, и для более глубокой беседы я приглашаю людей именно в храм, но духовность — это не математика, где дважды два всегда четыре. Духовность — это еще и творчество, в котором то, что сегодня было полезно, завтра может быть вредным, и наоборот. В интернете я нашел много людей, которые помогают нашему храму, и которым, надеюсь, помог и я. Здесь я общаюсь с теми, с кем никогда бы в жизни не встретился. И умных, воспитанных и веселых людей здесь гораздо больше, чем «флудеров».

Один мой друг так написал: «Я в сети живу, если так можно выразиться. Я не убиваю время, а демонстрирую свое отношение к жизни, свое мировоззрение, свои переживания и жизненный опыт». Я — за ответственное поведение во всем и в сети тоже. Здесь необходимо получить (оказать) качественную, полезную информацию, найти добрые отношения и возможность послушать или почитать умные советы людей, переживших свои слова на личном опыте. Кроме того, в интернете должны быть форпосты православия, где можно разместить множество полезной информации, которая свидетельствует о вере, о Боге.

Важно привить православное мировоззрение и мироощущение, чтобы человек трудился над своей душой, понимал веру, любил по-настоящему, а не просто занимал квадратный метр в храме. Да, священники тоже люди. Иногда они могут посчитать интернет площадкой для самовыражения, и его откровения будут на грани. Священнику нужно контролировать не только себя, но и семью. Чтобы не получилось, что матушка создает фотосессию в купальниках, а дети публикуют ее в соцсетях. Это происходит от непонимания элементарной культуры и духовного такта.


Больше публикаций

Благотворительность
БФ «Фавор» запускает новый проект (відео)

БФ «Фавор» запускает новый проект, который направлен на помощь общине УПЦ в селе Ходосы.