Кто сегодня на самом деле за Украину

Те, кто хочет войны, или те, кто хочет мира?

Архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим (Горенко) — об ответственности духовенства во время войны.

 

Сегодняшние времена — страшные времена нашей жизни в независимой Украине. Но и — прекрасные, потому что напоминают нам о покаянии

— Продолжается война, братоубийство. Церковь — гонимая. Мы не ценили мир. Что мы можем сделать сегодня, чтобы снова воцарился мир в нашем государстве?

— К сожалению, сегодняшние времена — страшные времена нашей жизни в независимой Украине. Господь дал нам такой крест, и мы должны его нести. Я не раз говорил на проповеди, что мы получили то, что заслужили. Но и это время — прекрасное, потому что напоминает нам, что мы должны покаяться, засвидетельствовать свою веру, очистить свою совесть. Это то время, когда мы действительно должны сказать, что мы — православные. Мы слишком расслабились за последние десятилетия — и рассеялись духовно. Когда длительное время все хорошо (ни войн, ни голода, ни гонений), человек расслабляется и перестает думать о том, что может быть хуже, может быть страшно. Но мы знаем, что всегда так не будет, потому дай Бог, чтобы и это время прошло с пользой для каждого.

— Мы знаем из истории нашего государства, что была не одна война, не один переворот и не одна революция...

— Их было очень много и в истории нашей Церкви, и нашего государства. Если вернуться к истории, то мы вспомним первую апостольскую проповедь о возникновении гонений — о зависти, братоубийстве.

К большому сожалению, люди не делают правильных выводов из того, что мы черпаем из нашей истории. Мы можем вспомнить, что во время княжества после правления князя Владимира в течение века продолжалось братоубийство. Церковь всегда проповедовала и говорила свое слово. Она была тем инструментом, который давал людям веру и примирение, который наставлял людей жить в мире и в вере. Но не всегда прислушивались к голосу Церкви. Так же и сегодня. Мы говорим людям, что надо каяться, а начинать надо с себя. Но, как видим, мало кто может прислушаться к этому.

 

Когда наступит мир в наших сердцах, тогда будет мир в нашем государстве

— На днях Вы вернулся со Святой Горы Афон. Вы общались с афонскими старцами?

— Мы молились в течение шести дней, возносили молитвы и за мир в Украине, отслужили три Божественные литургии. Проехали 19 монастырей и приложились к каждой святыне Афона. Общались с афонскими старцами, монахами. Поездка была наполнена духовными событиями.

Архиепископ Никодим Афоне

Братия Святой Горы Афон нас очень хорошо, гостеприимно принимали. Видно было, что на Афоне очень поддерживают молитвенно украинский народ и уважают нашего Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Афонские монахи ничего конкретного не говорят о войне в Украине, однако говорят: у каждого должно быть покаяние. Когда наступит мир в наших сердцах, тогда будет мир в нашем государстве.

На Афоне я общался со старцем Ефремом, и он мне дал книжечку, где написано, что покаяние — намного больше чудо, чем чудо воскресения из мертвых. То есть проще мертвому воскреснуть, чем человеку искренне покаяться. Мы, как верующие люди, часто приходим на исповедь, ко Причастию, но до конца не понимаем, что в сердце искреннего покаяния нет, и что мы на самом деле не те, кем кажемся.

 

Наши люди приходят в храм, чтобы слышать слово Божие о спасении, а не слово о политике

— Ваша епархия — достаточно благополучная. В чем секрет?

— Конечно, много проблем сегодня и в нашей епархии. В наших храмах людей меньше не стало, но и не больше. Каждое воскресенье во всех храмах епархии совершается две Божественные литургии, и каждое воскресенье храмы наполнены. Верующие в Житомире, слава Богу, не хотят менять свою конфессию. Они хотят просто молиться и хотят мира. Наши люди приходят в храм, чтобы слышать слово Божие о спасении души, а не слово о политике.

Многие среди тех, кто сегодня приходит в храмы, понимают, что происходит в нашей Церкви, понимают проповедь Церкви. Наша Церковь — как в центре, на востоке, так и на западе, как на севере, так и на юге, и мы не можем разделять народ. Я не могу сегодня выйти к людям и сказать, что на востоке живут такие люди, а у нас — другие. Мы все — народ Божий.

Правящий архиерей Житомирской епархии со своей паствой

 

Житомирская епархия никогда не выделяла средства на войну, мы помогали только медикаментами и продуктами питания

— Что изменилось в жизни епархии за последнее время?

— У нас в Житомире стоит девяносто пятая аэромобильная бригада, известная по трагическим событиям на востоке Украины. Церковь должна нести свою миссию в народе. Приходят к нам и воины, и родители, чьих детей мобилизовали в зону АТО. Очень много солдат с Житомирщины — чьих-то сыновей, мужей, братьев — погибли на Донбассе. Мы близких людей погибших воинов и самых воинов духовно окормляет, помогаем им, чем можем.

Наша Житомирская епархия никогда не выделяла средства на войну, вооружение, мы помогали только медикаментами и продуктами питания. Уже три автомобиля с гуманитарной помощью епархия отправила на восток. Один автомобиль мы переоборудовали в реанимационный, а еще один — в саперный. Мы также помогаем переселенцам, которые живут в Коростышевском, Житомирском и Бердичевском районах, продуктами, одеждой и прочим.

Каждый год мы устраивали лагерь-отдых для детей-сирот. В этом году, в середине июля, оздоравливаться в детском лагере будут сироты, потерявшие родителей на войне на востоке. Уже есть списки таких детей.

Освящение медицинского автомобиля, который отправился в зону вооруженного противостояния

 

Сейчас люди поссорились, и не на один год, а на десятки или даже сотни. Но мы — один народ, и Церковь — как всегда, за мир и единство

— Очень страшная война. На одной территории — и воины, и дети, которые потеряли родителей из-за воинов ...

— Действительно. Даже в голове не укладывается, как можно разжигать такую ​​войну. Сегодня люди поссорились, и не на один год, а на десятки или даже сотни лет. Уже не будет тех хороших отношений, которые были между нами раньше. Да, Церковь у нас — одна, и именно наша Церковь находится в каноническом общении со Вселенским Православием. Да, мы, православные христиане, сегодня молимся за мир, за украинский народ.

Это особенно четко осознаешь, когда находишься в таком духовно светлом месте, как Афон, видишь, с каким уважением относятся к нам. Все у нас интересовались, как Украинская Православная Церковь переживает эти нелегкие времена, что у нас происходит с раскольниками.

Меня поразило, как Блаженнейшему Митрополиту Онуфрий во время конференции в Киеве, посвященной 1000-летию успения святого князя Владимира, было трудно общаться с журналистами. Ведь сейчас они хотят услышать только негатив о Церкви, никто не говорит о добрых делах Церкви и ее Предстоятеля. Мы — один народ, и сегодня наша Церковь — как и всегда, за мир и за единство народа. В наших храмах во время проповедей не звучат призывы к войне. Как мы можем призывать убивать свой народ?!

 

Разъединение людей, захват храмов приведет к более страшному, чем сейчас, конфликту

— Ситуация в нашем государстве очень сложная.

— Очень! Однажды к нам пришли ребята из житомирской общественной организации «Самооборона» и заявили, что мы должны публично извиниться за заявления Блаженнейшего. Я сначала хотел дать большую пресс-конференцию — много грязи выливается на нашу Церковь и Предстоятеля, но почему-то никто не хочет замечать дела милосердия. У меня прекрасные отношения с нашими журналистами, даже с так называемой «желтой прессой». После беседы со мной они выходят другими людьми. Но когда я уже почти договорился о проведении брифинга, понял: что бы я ни сказал сейчас о Церкви, все перекрутят.

Сегодня и в нашей Украине есть много предателей, которые хотят настроить людей друг против друга. Хотят разъединить наших людей, захватить канонические храмы. Но это лишь приведет к еще одному, более страшному, конфликту. Надо хорошо подумать и признаться себе: кто из нас сегодня действительно за Украину — те, кто хочет воевать, или те, кто хочет мира?

 

То, что мы имеем сегодня, дает Бог для нашего испытания. И от нас зависит, что с нами будет дальше

— Как в епархии ведут себя представители т.н. «Киевского патриархата»? Вы встречаетесь с ними?

— Конечно, на совместных мероприятиях, праздниках обязательно встретишься с представителями «киевского патриархата». Хотя мы можем отказаться от участия в мероприятии, мы все равно идем и общаемся. Потому что на праздновании — мой православный народ. Когда я встречаюсь с представителями «киевского патриархата», то предлагаю поговорить о нашей истории, о традиции, сесть за стол и попеть украинские песни (даже выяснить, кто кого перепоет) и определить, кто из нас — истинный патриот нашей Украины. Еще раз говорю: то, что мы имеем на сегодняшний день, дает Бог для нашего испытания. И от нас зависит, что с нами будет дальше.

Были времена страшные, когда христиан гнали, убивали, распинали. Конечно, мы не знаем, что нас ждет завтра. Скажу о себе: то, что зависит от меня, я стараюсь делать, и так же буду трудиться, чтобы вера была сохранена, чтобы народ имел храмы, в которых будет благодать Божия, чтобы не было раскола. Я не могу сегодня людям в церкви сказать, что вы — такие, потому что вы поддерживаете государство и власть, а вы — не такие, потому что вам не нравится власть. Я проповедую Слово Божье, о Воскресении и о Христе, а люди должны сами делать выводы относительно спасения и единства нашего государства. Я всегда благодарю Бога за все. Слава Богу, что Господь милосерден к нам сегодня.

 

Мне тоже нравится не все , что происходит сегодня, но мы знаем: наша миссия — нести слово Божие, примирять людей

— Ваша епархия известна своей дисциплиной. Как Вам это удается в такое сложное время?

— Конечно, при этой сложной ситуации мы требуем от духовенства дисциплины, напоминаем об ответственности. Я обратился к нашим священникам: проповедуйте только Евангелие, никакой политики. Всех журналистов, интересующихся политическими, экономическими вопросами, отношениями Церкви с государственной властью, направляйте ко мне — только я, архиерей, даю комментарии. Это позиция нашей епархии и нашей Церкви. Я не могу проконтролировать, что сказал тот или иной священник. Мне тоже нравится не все, что происходит сегодня, но мы знаем: наша миссия — нести слово Божие, примирять людей, и мы все должны терпеть и молиться за мир.

Недавно во время Божественной литургии в воскресенье, а в храме тысячи человек молится, я получаю телефонный звонок от моего помощника: «Представители Киевского патриархата поехали в село в Коростышевский район захватить храм». А там наш священник влез в политику. Бесспорно, я священника сразу заменил. Священнослужитель не имеет права рассказывать с амвона о политике. Так думает и большинство наших верующих. А священник думал, что люди, наоборот, поддержат его и сразу перейдут в «киевский патриархат». Однако прихожане ему просто указали на дверь.

 

Мы не захватываем чужих храмов, мы удерживаем людей в мире и проповедуем только о мире

— Как давно это случилось?

— Где-то месяц назад. После такой новости я вышел к нашим верующим и обратился с просьбой помолиться. Сказал, что у нас произошла такая беда, что нас хотят спровоцировать, втянуть в конфликт, но мы не отвечаем на провокации, мы — молимся.

А после богослужения ко мне подошли прихожане и сказали, что будут защищать храм от раскольников и нападающих до последнего. Я увидел, что люди действительно готовы идти защищать храм. Тогда я обратился к ним с такими словами: «Мы не захватываем чужих храмов, мы удерживаем людей в мире и проповедуем только о мире. Но и своего отдавать мы не будем, потому что наша Церковь — истинная».

— Это очень ответственно!

— Сегодня у меня есть Церковь, Блаженнейший, епархия, и я старательно выполняю свою миссию и осознаю ответственность за людей. Поэтому совесть перед народом и перед Церковью у меня абсолютно чистая. Все, что зависит от меня, мы всегда будем делать как можно лучше. За все свои грехи я отвечу, но за чьи-то чужие греховные действия отвечать не буду. Я желаю всем только добра, мира, благополучия, спасения бессмертной души и остаться в лоне Святой Церкви, чтобы не произошло у нас того, от чего нас предостерегают старцы и о чем мы читаем в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова.

Перевод с украинского редакции сайта БФ «Фавор»

Архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим

Больше публикаций

Благотворительность
УПЦ не словом, а делом борется за мир в религиозной среде Украины

Украинской православной церковью совместно с благотворительным фондом «Фавор» была запущена программа «40 храмов»