Митрополит Антоний (Паканич): Современному человеку нужна «современная икона»?

Управляющий делами УПЦ, ректор КДАиС рассказывает о церковном искусстве

Сегодня некоторые иконописцы считают, что иконы академического письма, выполненные в древнерусской или древневизантийской традиции, устарели, и что современный человек уже не понимает сложной символики традиционной иконописи времен средневековья и поздней античности. Можно также услышать мнение, что с современным человеком нужно говорить на «современном языке», а потому мы наблюдаем такой феномен, как «авангардная икона». Насколько реальна такая проблема? Действительно ли нашим современникам творчество постмодернистов понятнее творчества А.Рублева или В.Васнецова? И нужен ли сегодня такой поиск? Об этом — Управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевских духовных школ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, в рамках проекта «Беседы о церковном искусстве».

Одной из основных задач иконы есть попытка направить нашу человеческую природу на путь преображения

Архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев) писал: «Иконопись не должна напоминать молящемуся ни о чем земном, а наоборот должна отвлекать его мысли и чувства от всего земного и переносить его в мир горний, мир духовный». Мнения о христианском образе и конкретно об иконе — не новы. Скорее всего, они берут свою основу из многовековых Христологических споров о Лике Спасителя. Сюда можно отнести противостояние иконоборцев и иконопочитателей.

Вопросы о христианском искусстве подымались на Вселенских соборах, последний из которых и доказал полную догматическую и каноническую победу над противниками иконографии. Имея огромный багаж из прекрасных святоотеческих трудов, посвящённых христианскому образу, сегодня мы, к сожалению, столкнулись с недопониманием или отсутствием элементарных знаний и азов о «богословии иконы». Некоторые, даже воцерковлённые люди больше воспринимают икону как традицию, не понимая, что одной из основных задач иконы есть попытка направить все наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения.

Изографы в первую очередь должны соблюдать каноны христианского искусства

Изографы (иконописцы) как прошлых веков, так и современные, используя толковые и лицевые иконописные подлинники, в первую очередь должны соблюдать каноны христианского искусства, в противном случае их творчество будет направлено на изображение картин на религиозную тематику. Историю такого отхода от указанного канона мы часто наблюдаем в произведениях христианской живописи Синодального периода.

Академический стиль, который преобладал в росписях храмов и иконографии, имел в своей основе активное влияние западноевропейского искусства и не соответствовал православному богословию, вплоть до полного выхолащивания понятия «христианского образа».

Если представить икону как некий сакральный текст (традиционно говорят, что икону «пишут»), то мы должны учиться её «читать». И если кто-либо предлагает упростить или заменить этот «сакральный текст», то кому он будет понятен? Здесь нужно ставить вопрос не о переложении старой иконописи на понятный «современный язык», а о правильном обучении её «чтения». Это, в свою очередь, даст возможность на качественно новом уровне, не нарушая каноны, сделать понятным любое иконографическое произведение.

Например, мы знаем, что икона пишется с натуры, при этом используется определённый набор символов, ибо та натура, которую она изображает, не передается непосредственно. И если мы попытаемся изменить какие-то элементы или символы, то насколько правильно будет отображён тот или иной христианский образ? Богословие, многоплановость и традиция так укоренились в христианской иконе, что отсутствие одного из этих элементов приведёт к непониманию таковой, или — к неправильной трактовке того образа, который на ней изображён.

Учение Церкви может быть искажено не только словом, но и «образом»

Некоторым людям духовное возрождение представляется как некая реставрация церковных традиций, которые не проверены временем и часто приводят к разрушению канонической христианской живописи. Это, в свою очередь, может ввести верных в заблуждение, вместо того, чтобы наставлять. Учение Церкви может быть искажено не только словом, но и «образом».

На сегодняшний день большое разнообразие в манере написания христианских образов и сюжетов: кто-то пишет в манере византийского искусства, кто-то возрождает письмо русских иконописных школ, некоторые в своём творчестве опираются на стилистику барокко и т.д. Такое количество художественных направлений не могло обойти идею создания «авангардной иконы». Основы такого рода живописи хорошо освещены в работе Бычкова В.В. «Икона и русский авангард нач. ХХ века».

Авангард не содержит идеи «изливания Мира Горнего в наш мир, мир дольний»

Если проследить историю становления русского авангарда, то именно «открытие» византийской и древнерусской иконографии в период «серебряного века» дало огромный толчок для целого ряда направлений и приемов, которые были применены художниками-авангардистами XX в. Например, авангардом в иконографии был заимствован приём «обратной перспективы», но в данном случае авангард не содержит идеи «изливания Мира Горнего в наш мир, мир дольний».

В средневековом искусстве Европы и на Руси была распространена культура «лубочной живописи», и не редко изображалась христианская тематика. Возможно, корни «авангардной иконы» нужно искать именно там. Поэтому эти изображения — современная лубочная картинка на религиозную тематику с явными элементами авангарда и его замечательными разновидностями. И воспринимается она религиозно просвещённым человеком лишь в этом контексте.

Как любое искусство, «лубочная живопись» имеет право на существование, у неё есть свои почитатели — и слава Богу. Основная цель христианского изобразительного искусства — это созидание, культурное и духовное развитие личности. И если данное художественное направление для человека приемлемо и несёт «позитив», пускай человек эстетически наслаждается им у себя дома или на работе.

Хотелось бы закончить словами талантливого художника, основоположника русского модерна, Виктора Михайловича Васнецова: «Моя живопись — это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы...»

Митрополит Антоний (Паканич)

Больше публикаций

Благотворительность
БФ «Фавор» запускает новый проект (відео)

БФ «Фавор» запускает новый проект, который направлен на помощь общине УПЦ в селе Ходосы.