Нетронутая войной Святогорская Лавра. Часть первая

В пещерах исцеляются от астмы, а у икон просят деток и вымаливают жизни родных

Благословения на поездку в Святогорскую Лавру (Донецкая область) журналисты издания СЕГОДНЯ.ua ожидали полгода. «Не время еще в такие места ездить, у тебя ребенок», — говорил духовный наставник спецпроекта «По священным местам» наместник Киево-Печерской Лавры владыка Павел. Когда же благословение было получено, стали собираться в дорогу.

Из Киева можно добраться поездом до Славянска (правда, поезд один, поэтому билеты нужно покупать заранее), а оттуда — маршруткой до Святогорска. Нам повезло: на вокзале нас встретили лаврские монахи на машине и довезли до самых стен Лавры так, что мы ни одного блокпоста не встретили. На въезде в город висит большой баннер: «Святогірськ — це Україна», а сбоку приписка: «Для тех, кто географию забыл». Ни снайперов на колокольнях, ни русского спецназа в Лавре, обещанных ТВ-новостями некоторых каналов, мы так и не увидели.

«Обедать пошли, — шутит владыка Арсений, наместник Свято­горской Лавры, подводя нас к столам, за которыми мамы с детками обедают. — Два года назад был конкурс на лучшую в Украине вышиванку. Помните, кто выиграл? Славянск. А четыре года назад была акция „Восток и запад — вместе“, стартовала тоже в Славянске. Вышили рушник большой, понесли нам в лавру, мы его освятили, затем дошивали рушники во многих городах Украины. До сих пор у нас в Святогорске бобина рушников лежит (до 200 метров)! А тут вдруг — на тебе, по телевизору говорят, что Свя­тогорскую Лавру закрыли для паломников, а внутри — русский спец­наз с бэтээрами и снайперы. Кадры только показали архивные, 2005 года. После этого сообщения муж моей сестры в Броварах скончался от обширного инфаркта, хотя до этого никогда на сердце не жаловался. Вот так лживым словом можно убить. А у нас тут ни русского спецназа, ни украинской армии — вообще военных не было. Зато до 5000 переселенцев в день приходилось кормить! Видимо, такое время теперь. В 90-е годы вся округа помогала Лавру из руин возрождать. Теперь Лавра людям помогает, соблюдая завет архимандрита Арсения (Митрофанова) (XIX века): „Всех приезжающих в обитель селить и кормить бесплатно. Поступайте так, и обитель никогда и ни в чем не будет знать недостатка“. Потому и паломников, и переселенцев, и журналистов встречают не снайперы, а Божия Матерь из белого камня. В знак того, что она — игуменья нашей обители и несколько раз являлась нашим святым отцам видимым образом с наставлением».

Успенский собор. В советское время здесь был кинотеатр.

НАСТАВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

«Наша обитель схожа с пещерными монастырями Крыма и теми, что основывались по реке Дон, — рассказал келейник владыки, отец Лазарь, заводя нас в музей. — Кем был основан монастырь, доподлинно неизвестно. Первые документы и карта обители появились в XVII веке. Название Святые Горы — от людей, которые жили здесь свято, известно с XV века. Настоятелями и монахами здесь были грамотные люди — именно святогорцев приглашали в Москву для перевода Библии с древнегреческого. Жили тут по уставу Глинской пустыни, строжайшему в царской России, соответствующему Афонскому. Кстати, Святогорский монастырь был вторым по строгости устава после Молченской Софрониевой пустыни.

В середине XIX века настоятелем, по единодушному согласию братии, стал иеромонах Герман. Именно ему дважды являлась Царица Небесная. Первый раз он увидел ее в царских вратах на горнем месте алтаря Покровской церкви во время акафистного пения. Пока монахи пели „О Всепетая Мати!“, Богоматерь стояла с молитвенно воздетыми руками. Когда акафист завершился — видение исчезло. Второй раз отец Герман увидел ее в то время, когда он только принял настоятельские обязанности и заунывал, что не сможет понести такое тяжелое бремя, хотел оставить игуменство. Размышляя об этом, он задремал. И во сне увидел Божию Матерь с тростью в руке, а по сторонам ее — святителя Николая Чудотворца и патриарха Германа Константинопольского (небесного покровителя отца Германа). Богоматерь, показывая отцу Герману небольшую трость в своей руке, сказала: „Что унываешь, малодушный? Не ты будешь управлять обителью, а я: ты в руках моих будешь, как эта трость“. Проснувшись, отец Герман утешился. Он пробыл настоятелем 30 лет, и преимущественно ему Лавра обязана своим благоустройством и традициями старчества».

РАЗГРАБЛЕНИЕ

До Октябрьской революции в Святогорском монастыре было до 750 монахов — огромное количество, даже по тем временам. «Настоятелем тогда был архимандрит Трифон, на чью долю выпали особые испытания, — продолжает наш гид, отец Лазарь. — В Первую мировую войну 40 святогорских монахов едут под Харьков и трудятся медбратьями в госпиталях, в то время как в монастыре принимают в 1914 году 750 беженцев из Волыни и устраивают военный госпиталь. Заметьте, ровно через 100 лет история повторится, только Лавра примет под свое крыло уже 1000 беженцев из своего региона.

С 1918 по 1922 год начинается разорение обители. На Лавру нападают то красные, то банды Махно, то банды Маруси (причем «Марусь» было несколько, они даже нумеровались: «Маруся 1», «Маруся 2»). Когда приехала комиссия по изъятию ценностей, владыка Трифон сказал: «Я в этом участвовать не буду, забирайте, что хотите, сами». Все небогослужебное он отдал, даже кресты с себя снял. Но все было мало, его обвинили в том, что он прячет имущество, и пытали. Иеродиакон Лука (Грицкевич) пишет: «Братию с настоятелем поставили в ряды и начали обучать воинским приемам. Причем над многими чинились пытки. Разули на снегу настоятеля и надели на него опорки, стригли волосы, заставляли курить, пить чернила и уксус». Множество братии было растерзано, замучено и убито. Монастырь превратили в Дом отдыха, а в Святогорских пещерах сделали музей антирелигиозной пропаганды.

Фреска с ангелом.По преданиям, каждого посетителя записывают.

САНАТОРИЙ

После Великой Отечественной войны — здесь снова устроили санаторий. Когда Успенский собор, построенный еще в XIX веке, переделывали под кинотеатр, то согнали студентов и платили им от выработки, потому молодежь так старалась закрасить и сбить со стен все, что росписи восстановлению не подлежали. Только в куполе сохранились некоторые фрагменты росписи. Старожилы вспоминали, как иконы, ризы, книги, архив вынесли в две огромных кучи между Успенским и Покровским храмами и сожгли. На просьбы детей: «Оставьте иконочки, они же такие красивые!» — их отгоняли палками, грозились в костер кинуть.

Поначалу храмовые постройки переоборудовали под жилые комнаты красноармейцев. Только спать тут красноармейцы не смогли — каждую ночь им слышался женский плач, как при погребении или оплакивании. После территорию передали заповеднику в бесплатное пользование.

Монастырь открыли в 1992 году, возрождать обитель пришли трое монахов и пятеро послушников, по благословению епископа Алипия. С января 1995 года наместником становится нынешний архиепископ Арсений, и начинается возрождение Лавры, реставрация храмов, постепенное возвращение и ремонт корпусов.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

«В начале 90-х мы с мамой приехали сюда паломниками, — вспоминает 36-летний отец Лазарь. — Условий не было никаких. Ночевали в Успенском соборе, умываться и зубы чистить ходили на реку Донец. Но я прилепился душой к этому монастырю. Узнав, что в Лавре на клиросе петь некому, и нот не было, я вернулся домой и засел за написание нот, переделывание партитур, которые нашел у себя, со смешанного хора на мужской. Как раз выпускные экзамены начались — так я днем готовился, а по ночам ноты писал. Экзамены в школе я сдал, на выпускной не пошел, да и мама сказала: „Петров пост, тебе там делать нечего“. Мой аттестат зрелости мама сама получила, а я через неделю после экзаменов приехал в Святые Горы. Познакомился с владыкой Арсением, стал его духовным чадом и келейником. А с 1996 года занимаюсь восстановлением всей документации по истории монастыря».

Пещерная церковь. Восстанавливали по дореволюционным архивам.

Санаторий не хотел так просто отдавать здания, многое приходилось выкупать или отвоевывать. Поначалу монахи служили службу в пещерном храме Антония и Феодосия Печерских. Церковь эта очень древняя, ее еще называют варяжской. Из­-за того, что до 2002 года церковь принадлежала музею-заповеднику, монахам разрешалось служить только в нерабочее для музея время: с 6:00 до 10:00 и после 17:00. В остальные же часы здесь проводились экскурсии.

«На богослужение в церковь Антония и Феодосия приходилось идти мимо корпусов, где каждый вечер дискотеки крутили при санатории, — вспоминает отец Лазарь. — Но владыка Арсений не унывал. Поднимался на сцену, брал в руки микрофон, при этом музыка выключалась, и говорил: „Братья и сестры! Здесь же действующий монастырь, побойтесь Бога!“. Потом спускался со сцены, а музыка снова включалась, и все продолжалось. А мы с владыкой и братьями под эту музыку „маршировали“ в храм. Сейчас на том месте — паломническая трапезная, где кормят паломников и переселенцев. А когда древнюю церковь монастырь выкупил у коммунального хозяйства, на балансе которого она значилась, пришлось делать капремонт, восстанавливать фасады по дореволюционным документам, которые доставали в архиве».

Паломникам всегда показывают при входе в храм фреску с ангелом. По монашескому преданию, каждого посетителя храма ангелы записывают. Потому, чтобы облегчить ангелам труд, имена братии, которая тут служит, уже написаны на фреске.

СВЯТЫНИ

Первым делом владыка решил восстановить Успенский собор, превращенный коммунистами в кинотеатр в два этажа. Перед центральным алтарем была оркестровая яма, в алтаре — сцена, в боковых приделах — гримерка и туалеты. Из Успенского собора вынесли 2600 тонн мусора — 40 вагонов, целый состав. Братия и рабочие трудились и днем, и ночью. В 1992 году сюда крестным ходом принесли икону Святогорской Божией Матери, которую удалось сохранить верующим в советское время.

С тех пор она находится только в монастыре, что связано с древней легендой, по которой Божия Матерь явилась священнику во сне и сказала: «Икону мою не выносите из церкви и не оставляйте на ночь в ином доме». Был случай, когда в 1918 году икона после крестного хода в с. Байрачек осталась у местного псаломщика дома. Наутро возле иконы нашли пять трупов тех, кто был в доме, убитых бандитами. На иконе у Спасителя и Божией Матери были выцарапаны глаза, лик поврежден штыками. В 20-е годы икону отреставрировал неизвестный художник, но и сейчас на свету видны места повреждений. У иконы очень много свидетельств исцелений от бесплодия. Было несколько случаев, когда дети рождались в день празднования иконы Божией Матери (30 июля), а также много случаев исцелений онкобольных. А еще в монастыре каждый час молятся о мире.

Уникальность. В монастыре — свой музей икон (XVI–XIX вв.)

МУЗЕЙ ИКОН

Есть в монастыре и уникальный музей икон (XVI–XIX вв.). Каждая — со своей историей. А еще такие уникальные святыни, как мощи святого Пантелеимона Целителя, рука святителя Тихона, патриарха Московского, власы Христовы, часть животворящего древа Креста Господнего. Так как каждая святыня требует молитвенного предстояния, рядом с музеем был сделан придел для богослужений.

Игуменья. Дева Мария.

Нетронутая войной Святогорская Лавра. Часть вторая


Больше публикаций

Благотворительность
БФ «Фавор» запускает новый проект (відео)

БФ «Фавор» запускает новый проект, который направлен на помощь общине УПЦ в селе Ходосы.