Почему Паисий Святогорец милосердие считал главным в жизни человека

Девять цитат святого о помощи ближнему

Старец Паисий известен своей жизнью и своим словом. «Бог, — говорил преподобный, — творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека». Он верил, что только тот человек, который учится любви (страдая, терпя, недоумевая, радуясь) — живет по-настоящему.

О милосердии супругов друг к другу

«Если один из супругов живет духовно, то, даже будучи прав, он некоторым образом „не имеет права“ быть правым. Он должен стремиться к тому, что доставляет покой другому. Ведь если кто-то совершает ошибку, будучи слабым, то он некоторым образом имеет смягчающие вину обстоятельства. Однако другой — тот, кто находится в лучшем духовном состоянии и не относится к первому с пониманием, не идет к нему навстречу, — согрешает намного больше».

Ухаживание за стариками

«Многие супруги ропщут на трудности, которые возникают у них в семье из-за чудачеств и брюзжания живущих с ними стариков. Эти люди забывают о тех „номерах“, которые сами они выкидывали, будучи детьми. Они не помнят, что плачем и капризами сами не давали покоя родителям. Поэтому Бог попускает таким людям терпеть трудности, связанные с уходом за стариками, — чтобы они хоть как-то „расплатились“ за трудности, которые раньше создавали другим. Сейчас пришла их очередь подставить своим старым родителям плечо и с благодарностью позаботиться о них, вспоминая жертвы, на которые родители шли ради них самих, когда они были детьми».

Милость к старикам

«Бабушка в семье — это великое благословение. Обычно мужчины стареют раньше, и за ними ухаживают жены. Когда муж умирает, дети забирают бабушку к себе в дом, чтобы она присматривала за внучатами и не чувствовала себя никому не нужной. Так и престарелая мать находит покой, и семья получает помощь. Ведь мать из-за множества своих дел не успевает дать детям необходимую нежность и любовь. Именно это недостающее дает детям бабушка, потому что возраст бабушки — это возраст любви и нежности. Погляди: когда ребенок шалит, мать его ругает, а бабушка — ласкает. Когда дети находятся под присмотром бабушки, мать успевает сделать все свои дела, дети окружены лаской и любовью, но и сама бабушка согрета любовью своих внуков».

О милосердии к себе

«Люди сегодня хватаются за многое и тонут в делах. Отсюда — нервозность, уныние. Ведь есть люди, силы которых ограничены, они могут выполнять не более одного-двух дел. Но при этом они хватаются за многое, ввязываются во все и после ничего не делают должным образом, впутывая и других в свои дела и заботы. Надо стараться, насколько возможно, браться не больше чем за одно-два дела, подобающим образом доводить их до конца, и после этого, имея ум ясным и свежим, браться за что-то еще».

О милости друг к другу

«Давая милостыню, человек так и себе помогает, и своей семье. И наоборот: чем больше современные люди гонятся за материальными благами, тем больше они имеют проблем. Люди, которые заботятся только о себе, наполняют свои души тревогой, страдают от угрызений совести и испытывают мучения уже в этой жизни. А человек милосердный, в первую очередь насыщающий своей любовью ближних, сам всегда бывает насыщен Божественной любовью и Его щедрыми благословениями».

Милосердие одного помагает многим

«Я вижу, что Бог устраивает так, чтобы в каждой семье по крайней мере один человек имел веру, для того чтобы остальные члены этой семьи тоже получали помощь! Я знал одну семью, все члены которой были равнодушны к Церкви, кроме одной из дочерей. Родители были прижимистыми, хотя семья не была бедной, а сама девушка была очень сердобольной. И люди так любили ее, что всегда говорили: „Бог да благословит тебя и твоих родителей!“. Вот так за ее милостыни Бог помиловал и ее родителей».

Почему бывает, когда даешь милостыню, а душа не радуется?

«Присмотрись к себе, может быть, тобой движет человекоугодие? Когда побудительные мотивы чисты, человек ощущает радость. Знаете, что устроили однажды в одном городе? Приближалось Рождество, и некоторые христиане решили собрать разные подарки и раздать их бедным на городской площади. Один человек предложил раздать эти подарки «без шума», тихо. Но другие запротестовали: нет, надо торжественно, чтобы люди видели, что мы о них заботимся «во славу Божию’’. Ну что ж: свезли подарки на большую площадь и объявили, что будут их раздавать. И тут же налетел самый прожженный народец, как гориллы все равно: хватали, хватали и остальным ничего не оставили. Подарки достались тем, кто был самым бойким, а не тем, кто больше всего нуждался. А когда ответственные за это мероприятие попробовали навести порядок, то они еще и по шее как следует получили — «во славу Божию»! Видите, как действуют духовные законы? Для человека мирского есть оправдание в том, чтобы погордиться, похвалиться, но какое в этом оправдание для человека духовного?

Милосердие атеиста

«Когда человек неверующий дает милостыню по доброму расположению, а не по человекоугодию, Бог не оставит его и в какой-то момент заговорит в его сердце. Один мой знакомый, живший в Швейцарии, рассказывал об одной богатой даме, атеистке, которая, будучи чрезвычайно сострадательной, дошла до того, что раздала все свое состояние бедным и несчастным и в конце концов осталась совершенно нищей. Тогда те, кому она раньше помогала, постарались пристроить ее в самый лучший дом престарелых. Однако, несмотря на все добрые дела, которые сделала эта женщина, она оставалась атеисткой. Когда пытались заговорить с ней о Христе, она уклонялась от разговора, говорила, что Христос был всего лишь добрый человек, общественный деятель и т.д. Возможно и то, что христиане, которые с ней беседовали, не помогли ей, она не увидела в их жизни ничего особенного. „Помолись за эту душу“, — говорил мне мой друг, и сам много молился о ее обращении. По прошествии времени он рассказал мне, что, придя как-то в дом престарелых, он увидел ее совершенно преображенной. „Я верую, — восклицала она, — верую!“ С ней произошло одно чудесное событие, изменившее ее, и после этого она захотела креститься».

Неосуждение — тоже милость

«Помню, как в одном монастыре за каждое послушание в зависимости от его сложности братии давали денежное вознаграждение. Поскольку в то время в монастырях была нехватка людей, некоторые из братии, у кого были силы, брали на себя помногу послушаний и вознаграждения получали больше, но раздавали полученное бедным. Был там один монах, которого звали Жадиной, потому что он не раздавал денег. Когда этот монах умер, то на похороны оплакивать его пришли бедные крестьяне со всей округи. И братья очень удивились. Оказалось, что этот монах собирал-собирал деньги, которые ему давали за те послушания, а когда видел, что у какого-то хозяина большая нужда, отдавал все деньги ему, и так, чтобы никто не видел. И никто про это не знал, наоборот, все считали его жадиной. Братия монастыря была поражена. Потому я и говорю: „Где нам знать о других, что они делают?“».

По материалам портала «Милосердие.RU».


Больше публикаций

Строим общину
Должны ли христиане искать защиту в суде?

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).