Православная молодежь – не бюро добрых услуг

У нас сложилось не совсем правильное представление о том, что православная молодежь должна заниматься всем и сразу

Не стоит сводить работу с православной молодежью лишь к социальной деятельности, считает руководитель молодежного отдела Южно-Сахалинской епархии протоиерей Виктор Горбач — прежде всего, важно найти верные слова для того, чтобы объяснить молодым, где ложь, а где Истина, научить их различать добро и зло. В интервью порталу «Приходы» отец Виктор поделился размышлениями о том, в чем польза посиделок за чаем, с какой целью объединяются вокруг храма ребята «от четырнадцати и старше» и в чем особенность жизни православной молодежи на далеком Сахалине.

− Сегодня в Москве открылся съезд православной молодежи. С какими надеждами Вы приехали на него?

− Наша делегация небольшая − четыре человека, это наш епархиальный молодежный актив. Главное для нас, конечно, это возможность обмена живым практическим опытом с представителями других епархий, занимающихся молодежной работой.

Съезд в этом году очень представительный, поскольку имеет международный формат и участие в нем принимают зарубежные гости, в том числе представители Русской Зарубежной Церкви. Ее опыт, как представляется, особенно ценен, поскольку именно в РПЦЗ работа с молодежью исторически была поставлена очень хорошо — для русской эмиграции это во многом было залогом сохранения религиозной и национальной идентичности следующего поколения.

Да и в целом хотелось бы знать, какие формы и методы молодежной работы востребованы и эффективны в разных регионах страны.

В первый день съезда состоится встреча со Святейшим Патриархом Кириллом, и мы очень ждем ее. Для нас — жителей самого удаленного от центра региона России − важно непосредственно слышать слово Предстоятеля нашей Церкви, его пожелания и напутствия, задающие вектор нашей деятельности.

− Современную православную молодежь часто обвиняют в пассивности, в том, что посиделки с чаем и беседы она воспринимает более охотно, чем практическую реальную работу. Вы согласны с этим?

− Я убежден, что посиделки с чаем и беседы — это вполне естественный и органичный формат молодежной работы. Ведь важно, что эти ребята пьют при храме чай вместе с верующими сверстниками, общаясь священником, а не употребляют какие-то другие напитки в подворотне и в сомнительной компании. Во время этих бесед возникает доверительная дружеская атмосфера, формируется среда общения для молодых людей, завязываются знакомства, которые, может быть, с ними останутся на всю жизнь.

У нас сложилось какое-то не совсем правильное представление о том, что православная молодежь, свидетельствуя о своей активной христианской позиции, непременно должна заниматься всем и сразу: и листовки на улицах раздавать, и противоабортные акции проводить, и в спортивных мероприятиях участвовать, и детские дома посещать, и в больницах за пациентами ухаживать. Это не так. Далеко не все готовы и могут ходить в тюрьмы и больницы. Для кого-то это просто неполезно.

Сейчас существует много разнообразных светских волонтерских сообществ, общественных организаций и фондов, пекущихся о социально незащищенных людях. Молодые люди, которые хотят участвовать в таком деятельном служении, могут обращаться в эти организации. И это, пожалуй, будет даже правильнее: оказавшись среди представителей других конфессий или, возможно, даже безрелигиозных людей, они смогут показать добрый пример христианского отношения к ближним.

Повторюсь, не стоит сводить всю работу с православной молодежью к активной социальной деятельности, делать из наших православных организаций бюро добрых услуг. Общество ждет от Церкви совсем не этого. Если говорить о молодежи, то дело Церкви — задать нравственные ориентиры, найти верные слова для того, чтобы объяснить, где ложь, а где Истина, научить различать добро и зло.

Современные молодые люди часто обделены серьезным глубоким общением. К сожалению, ни родители, ни учителя не имеют времени или просто не способны вести с ребятами долгие разговоры о действительно важных предметах, давать ответы на вопросы, возникающие у юного человека, начинающего осмысливать свое место в мире, цель своей жизни. И в этом плане общение со священником, беседы и посиделки при храмах очень значимы: здесь формируется благоприятная среда общения, где человек раскрывается и слово Церкви воспринимается наиболее органично.

− Порой звучат опасения, что церковная жизнь отпугивает молодых людей своей серьезностью, необходимостью самопожертвования, к которому они еще не готовы, что для них нужно создавать особые условия — «лайт» версию Православия. Как Вы относитесь к такому утверждению?

− Убежден, что заигрывать с молодежью, ставить во главу угла стремление, прежде всего, развлечь ее, нельзя ни в коем случае. Западные Церкви — католики и протестанты — пошли этим путем, и мы сейчас видим, к чему это привело, как опустели их храмы. Именно поэтому я являюсь противником создания в Церкви каких-то специальных условий для представителей разных молодежных субкультур. Стремясь к духовному попечительству над отдельно взятыми байкерами, рокерами, готами или панками, можно упустить возможность диалога с обычными молодыми людьми, которые составляют 90 процентов наших сограждан.

Церковь — это действительно очень серьезно, это выбор будущего пути. Христианская жизнь, действительно, требует самоотдачи и жертвенности и важно, чтобы человек это сразу осознавал. Пусть он лучше придет в Церковь позже, но осмысленно, чем будет привлечен какими-то внешними формами, не побуждающими задуматься о сути.

Беседовала Ольга Кирьянова

Протоиерей Виктор Горбач

Больше публикаций

Благотворительность
БФ «Фавор» запускает новый проект (відео)

БФ «Фавор» запускает новый проект, который направлен на помощь общине УПЦ в селе Ходосы.