Разговор с митрополитом Антонием о церковном искусстве и хорошем вкусе

О традициях, храмовой архитектуре, вкусах, стилях и красоте

Именно во время кризисов и войн создавалось большинство гениальных произведений искусства. Человек особенно остро начинает ценить всё прекрасное, ищет утешение в нём. Искусство — одно из средств общения между людьми. О том, что нас сегодня объединяет — традициях, храмовой архитектуре, вкусах, стилях и красоте, — в интервью с митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием (Паканичем).

— Сейчас церковные и околоцерковные архитекторы говорят о кризисе жанра и порой занимаются поиском «новых форм». Насколько уместен авангард в церковном искусстве?

— В новое время светское искусство постепенно расширило свою жанровую структуру, далеко опередив в этом плане искусство церковное. Но это не значит, что церковное искусство каким-то образом остановилось в своем развитии или пришло в упадок. Другое дело, что сами церковные мастера предпочитают работать в, так сказать, канонических рамках церковного искусства, будь то храмовое зодчество или иконописание. И поэтому, если указанный Вами «авангард» не противоречит церковным канонам, основами которых есть многовековая православная традиция, он имеет право существовать. И мы знаем примеры такого «авангардного» церковного строительства, например, столичный храм Рождества Христова на Оболони, а также ряд других храмов.

— Какие исторические храмовые ансамбли Вам лично больше по душе?

— Если выбирать из всех существующих направлений храмового строительства, то мне более по душе средневизантийское направление церковного зодчества, которое распространено как у нас в Украине, так и в других европейских странах, например, в Сербии и Румынии. Характерной чертой такого зодчества является наличие крестовокупольной системы, когда в основе храма, построенного в средневизантийском стиле, лежит крест. Яркими примерами такого строительства являются Мгарский Спасо-Преображенский и Корецкий Свято-Троицкий монастыри.

Храмы, построенные в таком стиле, производят необычайное впечатление своей удивительно уравновешенной композицией. Но главное заключается в том, что именно этот стиль более всего соответствует пониманию храмового богослужения и всей жизни христианина, в основе которых всегда должен находиться Крест Христов.

— Должна ли храмовая иконопись соответствовать общему стилю? Введь бывает так, что старинный храм расписан в академической манере, например, а новые иконы в нем выполнены в древнерусском либо византийском стиле.

— В отличие от светского художественного творчества, целью которого является изображение мира видимого, в жизни церковной, существом которой является подвижничество, иконописец изображает мир невидимый, духовный. И поэтому не важно в каком стиле, «школе» или традиции расписан храм или иконостас: если эта живопись не нарушает догмат и канон, она может существовать. Главное не в том, как написана икона, а в том, что она несет человеку, ведь главная цель иконы — донести до человека весть о его спасении и обожении.

— Насколько допустима эклектика в оформлении храмов?

— Эклектика, как правило, основывается на произвольном сочетании приемов и форм различных художественных и архитектурных стилей. Но, как мы уже отметили, внешняя сторона церковного искусства не столь важна по сравнению с ее внутренним, духовным содержанием. И поэтому если подобная эклектика не противоречит каноническим нормам православного храмостроения, то она вполне допустима.

— Насколько важен хороший вкус в церковном искусстве? Как его воспитать?

— Этот вопрос достаточно сложен. По словам, почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Современная храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармоничного сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества». Значение храма как места молитвы, Дома Божия, Царства Небесного может быть выражено различными средствами. Канонической храмовой архитектуре соответствует строгий и возвышенный стиль ввиду молитвенного назначения храма.

Одной из задач церковной культуры является не просто воспитание верующего человека, который понимал бы все аспекты современной христианской жизни, но и взращивание в нем того чувства и стремления к истинной Красоте — той Красоте которую возможно обрести только в Церкви Христовой, ее таинствах и богослужениях. И только возрождение и активная деятельность воскресных школ и специальных катехизаторских курсов могут помочь и приблизить нас к разрешению этих вопросов.

Наталья Горошкова

Больше публикаций

Строим общину
Должны ли христиане искать защиту в суде?

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).