Святитель Василий Великий: основатель церковной благотворительности

Василиада стала моделью для благотворительных центров

Целый город больниц, приютов, мастерских для бедных построил в Кесарии свт. Василий Великий — один из самых известных богословов Православной церкви. Сам он ухаживал за прокаженными в лепрозории. Его память празднуется 14 января.

 

Монах с семью высшими образованиями

В 362 г. архиепископом Кесарии Каппадокийской (современная Турция) был избран «мэр» города Евсевий, пользовавшийся авторитетом среди горожан, но не знавший церковной жизни и некрещеный. Случай не единственный в IV в., когда Церковь вышла из подполья и была признана империей.

Евсевию нужен был помощник в управлении епархией, и его выбор пал на чтеца Василия. Умел открывать таланты Евсевий. Строгий аскет из верующей семьи, учившийся у известных египетских подвижников, юный чтец через пару десятилетий станет известен как богослов Василий Великий. Монах, в юности мечтавший стать юристом, получивший семь (!) высших образований (в том числе и медицинское), основавший многие монастыри, Василий был при всем том жестким администратором и гибким дипломатом. Редко в ком сочетались столь разные качества так, как они сочетались в Василии.

Рассудительный Евсевий рукоположил его во священника и приблизил к себе. Но скоро талантливый подчиненный стал затмевать Евсевия. Начальник взревновал и удалил Василия. Но без него дела стали расстраиваться. Евсевий уговорил Василия вернуться. С тех пор архиепископ и неординарный священник жили мирно.

Возвращение Василия было шагом не просто верным, а спасительным. В 367 г. в Кесарии возник голод. Священник Василий призвал богатых, почти требуя, чтобы они помогали бедным. Ему удалось найти деньги и еду для бесплатных столовых и открыть лечебницы.

 

Врач в лепрозории

В 370 г. архиепископ Евсевий умер, и народ единодушно избрал Василия его приемником. Новый епископ стал строить под Кесарей комплекс больниц, пансионов для бедных, детских домов и школ. Впоследствии из-за обширности этот комплекс сравнивали с городом. В честь своего основателя комплекс получил в народе название «Василиада».

Архиерей вникал во все детали строительства. В собрании его писем сохранилось послание правителю одной из областей, где Василий оправдывается в ответ на упреки в том, что он затеял слишком дорогостоящее строительство. Благодаря письму мы знаем подробности об устройстве «Василиады»: в центре располагался храм, рядом — дома клира. Больничный комплекс был самым большим.

Внешне больница очень напоминала современную: в ее состав входило столько зданий, сколько было известно в те времена болезней. Было в ней отделение и для инфекционных болезней, а также лепрозорий. В каждом здании был свой штат врачей. В больничных гостиницах всегда были готовы лошади и повозки «скорой помощи». Для бедных постояльцев организованы работные дома.

Дипломированный врач, для себя самого архиепископ Василий выбрал работу в лепрозории. Он сам ухаживал за прокаженными.

Построенная в 372 г. Василиада не осталась единственным проектом: она стала моделью для благотворительных центров меньшего размера, которые открывались в епархии.

Архиепископ Кесарийский свт. Василий Великий (330-379) прожил лишь 48 лет: у него было слабое здоровье, подорванное в юности подвигами отшельничества, а в зрелости работой на износ. Однако его подвиг остался в истории Церкви. Он почитается как один из трех великих Ее учителей вместе со своим другом свт. Григорием Богословом и свт. Иоаннм Златоустом. Также он почитается как один из основателей церковной благотворительности и социального служения. А в Греции за свои заботу о бедных он еще и считается... дедом Морозом (как в других странах — свт. Николай).

Мысли свт. Василия Великого об ответственности богатых перед бедными, о жажде потребления, о благотворительности от души или из лицемерия актуальны всегда. Они словно бы написаны для нас, сегодняшних. Вот некоторые из них.

 

О богатстве и власти

«Сами берем, а других не снабжаем; хвалим благотворительность, и отказываем в ней нуждающимся; из рабов делаемся свободными и не имеем жалости к подобным нам рабам».

«Не делай насилий потому, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что силен; наоборот, если есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости».

О благотворительности тех, кто отнимает чужую собственность, наживается на беде и берет взятки

«Если, отнимая собственность нищих, подаешь нищим, то лучше было бы и не похищать и не давать».

«Законный хлеб, доставляемый вдовицам и сиротам от труда, хотя бы он был в умеренном и малом количестве, достойнее того, который доставляется от неправды и клеветы, хотя бы его было много и приобретен он был с усилием».

«Не бывает милостыня от неправды, благословения от клятвы, благодеяний от слез. ...Как благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу, так и не похвален воздерживающийся от неправды, если никому не уделяет из своей собственности».

 

Об обществе потребления

«Нуждающимися во многом делает нас ненасытность пожеланий. Непрестанно прилагаемое не останавливает стремления, а только разжигает желание. Не столько веселит то, что в руках, как оно ни велико, сколько печалит то, что еще не у них, и чего, по их мнению, недостает им; оттого душа их всегда съедается заботами, домогаясь большего и большего».

«...Если говоришь: нет у меня, не дам, потому что я сам беден, -правда, ты беден. Беден любовию, беден человеколюбием, беден верю в Бога, беден вечным упованием».

 

О презрении к нищим

«Если стал пред нами нищий, который едва может говорить от голода, — отвращаемся от него, гнушаемся им, поспешно бежим прочь, как бы страшась, что, пошедши медленнее, сделаемся участниками в том же бедствии. И если он, стыдясь своего несчастия, смотрит в землю, говорим, что он лицемерит. Если же, понуждаемый жестоким голодом, смотрит на нас смело, называем его бесстыдным и наглым. Если одет крепкою одеждою, которую кто-нибудь ему подал, гоним его от себя, как ненасытного, и клянемся, что нищета его притворная. А если плохо одет, опять гоним прочь за зловоние».

подготовил Арсений Загуляев

Больше публикаций

Благотворительность
БФ «Фавор» запускает новый проект (відео)

БФ «Фавор» запускает новый проект, который направлен на помощь общине УПЦ в селе Ходосы.