Церковное искусство

Подобно тому, как внешний вид во многом формирует отношение к человеку, любые виды искусства играют важную роль в жизни храма. Интерьер, пение, колокольный звон, облачение священства – все это создает атмосферу, которая помогает верующему почувствовать, что он находится действительно в святом месте. Именно поэтому к внешнему благолепию Церковь всегда относилась очень внимательно.

Идея святилища развивалась у людей практически с самого начала человеческой истории, поскольку храм – это напоминание об Эдеме, который был потерян после грехопадения и снова возвращении крестным подвигом Спасителя. Иными словами, даже самая простая сельская церковь – это образ Царства Божия, которое полностью явится после второго пришествия Христа, и провозвестницей которого является Его святая Церковь.

Уже во времена Ветхого Завета первый храм богом избранного народа – Скиния – был украшен золотом и священными изображениями. Позже, когда иудеи основали собственное государство, и вместо Скинии в Иерусалиме возвели величественный Дом Господень, этот принцип (Богу – все лучшее) был реализован в полной мере. Это здание было украшено настолько роскошно, что считалось одним из лучших святилищ Древнего Мира, ничем не уступая по величию постройкам Месопотамии или Малой Азии.

В то же время сформировались и основные принципы церковного пения – знаменитые антифоны, когда молитвы или гимны исполняются поочередно либо двумя хорами, либо хором и народом. За две тысячи лет бытия христианства древняя традиция существенно трансформировалась, но ее основа осталась прежней, и антифон является ядром всей церковной музыки.

Для большинства приходов вопросы искусства стоят далеко не на первом месте. Главный принцип – экономия средств и людских сил при максимально возможном благолепном виде храма. Однако не всегда удается найти баланс, и часто общины впадают либо в неоправданный аскетизм, либо в слишком бросающуюся в глаза роскошь. И то, и другое является нарушением канонов церковного искусства. На нашем сайте мы постараемся наиболее полно раскрыть вопросы оформления храма, а также дать советы, как при наличии небольших средств создать канонический и красивый интерьер.

Не менее интересным этот ресурс будет регентам, хористам и звонарям. Не секрет, что за последние столетия появилось немало певческих традиций, во всем разнообразии которых может разобраться лишь специалист. Примерно та же ситуация и в звонарском искусстве, с той лишь разницей, что богатейшее наследие дореволюционной Руси было забыто, и сейчас его приходится по крупицам воссоздавать вновь.

Для максимальной пользы церковным общинам, мы задумали рубрику «ДЕЛО МАСТЕРА», где профессиональные иконописцы, художники, мозаичисты, реставраторы, архитекторы, звонари и регенты поделятся своими наработками с теми, кто еще только начинает открывать для себя удивительный мир церковного искусства.

Вообще христианское искусство оказалось весьма гибким и, даже опираясь на некие каноны, которые сформировались в древности, оно впитывало и впитывает в себя лучшие достижения каждой эпохи. Отсюда – то разнообразие стилей и способов выражения, которые существуют в Церковной ограде. Однако при этом все они подчиняются единому замыслу и призваны явить собою божественную реальность, явившуюся нам во Христе.

 

Александр Моисеенков


 

 

Моисеенков Александр

Больше публикаций

Благотворительность
БФ «Фавор» запускает новый проект (відео)

БФ «Фавор» запускает новый проект, который направлен на помощь общине УПЦ в селе Ходосы.