21 ноября — Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных

Праздник установлен в начале четвертого века на Поместном Лаодикийском Соборе, который осудил и отказался от еретического поклонения ангелам как творцам и правителям мира и установил православное их почитание

Святые Ангелы обитают на Небе, в невидимом мире, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом. Почитание святых Ангелов в Церкви Божьей столь же древнее, как и сама Церковь. Оно не прекращается, начиная с первых времен существования мира.

В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Бога заповеди, в то же время принял от Него повеление поставить в скинии, то есть в древнем переносном храме, золотые изображения Херувимов. В образе ангелов многократно являлся Сам Бог. Явления святых ангелов всегда вызывали в людях высокое благоговение, и места этих явлений были священны.

В Святой Апостольской Церкви непрерывно совершается призывание ангелов и воздается им благоговейное почитание. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных установлено в начале четвертого века на Поместном Лаодикийском Соборе, который состоялся за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор тридцать пятым правилом осудил и отказался от еретического поклонения ангелам как творцам и правителям мира и установил православное их почитание.

Ангельские чины разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестикрылатые Серафимы, что в переводе с еврейского языка означает «пламенеющие» или «огненные». Они горят любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят «многоочитые» Херувимы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, так как через них, посылается премудрость и просвещение для истинного богопознания. За Херувимами идут богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы, которые таинственно и непостижимо носят Бога. Они служат правосудию Божьему.

Среднюю ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства владычествуют над последующими чинами ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные желания, подчинять тело духу, владеть своей волей и побеждать искушения. Силы исполняют волю Божью. Они творят чудеса и посылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, подают духовную крепость и мужество в прохождении жизненного подвига. Власти подают благодать укрощать силу дьявола. Они отталкивают от людей бесовские искушения, укрепляют подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми мыслями.

В следующую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала учат людей воздавать каждому честь, подобающую его званию; начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради славы Божьей и для пользы ближних. Архангелы благовествуют о великом, открывают тайны веры, пророчества и понимание воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Ангелы наиболее близки к людям. Они передают людям волю Божию, наставляют их к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, никогда не оставляют и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название ангелов — по сути своего служения. Ангел — значит вестник, посланник. Господь открывает Свою волю высшим ангелам, а они передают низшим. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил, имя которого в переводе с еврейского — «кто, как Бог», — верный служитель Божий, потому что он скинул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также другие Архангелы: Гавриил — «крепость Божья», провозвестник и служитель Божественного всемогущества; Рафаил — «врачевание Божье», целитель человеческих болезней; Уриил — «огонь» или «свет Божий», просветитель; Салафиил — «молитвенник Божий», побуждающий к молитве; Иегудиил — «славящий Бога», укрепляющий тех, кто трудится для славы Господней и ходатай о воздаянии им за подвиги; Варахиил — «раздаятель благословения Божьего на добрые дела», ходатай, который выпрашивает людям милости Божии; Иеремиил — «возвышение к Богу».


Больше обзоров

На Тернопільщині митрополит Сергій освятив новий храм УПЦ замість захопленого «Київським патріархатом»

Фото плачущего мальчика за день собрало огромную сумму денег

На Тернопільщині митрополит Сергій освятив новий храм УПЦ

Архімандрит Феодосій (Марченко): Молитви до Бога про помилування потребують усі лікарі і хворі