Фрески XII века раскрыли в соборе Пскова

Работы по расчистке и укреплению древних фресок потребуют еще не менее 10 лет

В западном крыле Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове завершилась реставрация древних фресок, сообщает ТАСС со ссылкой на завотделом хранения памятников монументальной живописи Псковского музея-заповедника Таисию Круглову.

Это единственный памятник России, в котором сохранилось 80% уникальных византийских росписей XII века.

До настоящего времени все древние фрески западного рукава Спасо-Преображенского собора находились под записью. «В ходе работ были раскрыты композиции „Вход Господен в Иерусалим“, „Тайная вечеря“, „Омовение ног“ и другие», — сказала Круглова. Художники-реставраторы Московского межобластного научно-реставрационного и художественного управления очистили древние фрески от загрязнений и клеевой записи.

Во время проведения работ были сделаны некоторые открытия. В частности, в композиции «Тайная вечеря» в центре на блюде в росписях XII написана рыба — один из символов Христа. По мнению специалистов, это изображение очень напоминает реальную рыбу, обитающую в Галилейском озере, которую принято называть «рыба апостола Петра». «А вместо привычных нам четырехзубых вилок, прописанных мастерами начала XX века, реставраторы восстановили изображение архаичных вилок с одним зубцом, которые имели хождение в древнем Риме», — рассказала Круглова.

Реставрация ведется с 1991 года. Работы по расчистке и укреплению древних фресок потребуют еще не менее 10 лет. В перспективе предстоит отремонтировать восточное крыло. Здесь расположены композиции Богородичного цикла, фрески Деисис и Преображение.

Спасо-Преображенский собор — единственная уцелевшая древняя постройка Мирожского монастыря — выстроен из плинфы и камня до 1156 г. и представляет собой крестово-купольный храм. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен, и его форма утратила первоначальный замысел. Спасо-Преображенский собор — один из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

Собор расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.

В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-01 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года.

Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей. Богослужения здесь проводятся братией монастыря в престольный праздник — Преображение Господне — по согласованию с местным отделом культуры.

 


Больше обзоров

На Тернопільщині митрополит Сергій освятив новий храм УПЦ замість захопленого «Київським патріархатом»

Фото плачущего мальчика за день собрало огромную сумму денег

На Тернопільщині митрополит Сергій освятив новий храм УПЦ

Архімандрит Феодосій (Марченко): Молитви до Бога про помилування потребують усі лікарі і хворі