Священник из «Киевского Иерусалима» рассказал о древних христианских храмах

В эпоху гонений было широко распространено использование светских построек и катакомб для христианского богослужения

28 января в Российском центре науки и культуры в Киеве состоялась очередная встреча в рамках проекта «Беседы в русском музее». Лекцию провел сотрудник Духовно-просветительского центра «Киевский Иерусалим», священник Виталий Беликов.

Тема встречи определилась в ходе знакомства с христианским искусством и его становлением. В дискуссии была подчеркнута значительная важность раннего символического искусства, которое можно назвать христианским только по той среде, в которой оно находилось. По содержанию сюжетов, по форме и обработке этого содержания оно тесно примыкало к тогдашнему античному искусству и не успело еще сделаться языком христианского сознания.

Первый период христианского искусства в истории обозначен как первохристианский или символический (I–III вв.), для более детального анализа этого этапа, для разбора и обсуждения были определены три основных темы:

Места молитвенных собраний христиан в I— III вв. (в тему не включены катакомбы и базилики);

Происхождение, назначение и устройство римских катакомб;

Византийская церковная архитектура (тема посвящена исключительно базиликам и превращению их в храмы, а также строительству новых базиликальных храмов и их дальнейшую трансформацию).

Нелегальное положение христианства в империи I-III веков характеризуется тем, что места молитвенных собраний тщательно скрывались. Где и как проходили первые молитвенные собрания первых христиан, — общий ответ находится в книге Деяний Апостолов (2:46): «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца».

В этот период выступления проповедников происходят в синагогах, а собрания верующих — в домах членов общин. Апостол Павел прославляет коринфского христианина Гая, как странноприимца всей Церкви Коринфа (Рим. 16:23) в доме которого собирались христиане. А в «Воспоминаниях Климента» рассказывается, что один из знатных христиан в Антиохии, по имени Феофил, «освятил под именем церкви огромную базилику своего дома» и передал ее в распоряжение своих единоверцев. Феофил упоминается евангелистом Лукой, по его просьбе апостол взялся за написание Евангелия.

Слушатели познакомились с положением и устройством первохристианского молитвенного помещения, с особенностями греко-римского дома или «домуса», который был не просто местом собрания первых христиан, но местом совершения агапы и Евхаристии. Термином первоначально обозначается не храм как архитектурная конструкция, но общество верующих во Христа, которое именуется Телом Христовым.

Использование светских построек для христианского богослужения было широко распространено в эпоху гонений. Позднее эти дома приспосабливаются под самостоятельные церкви, как дом-церковь в Дура-Европос (231 г.). Во время гонений на христиан со стороны римских властей в качестве храмов также использовались катакомбы (сложная система подземных галерей-некрополей) Рима, Эфеса, Александрии, Сиракуз и других городов.

На месте мученичества святых или на их могилах устраивались мартириумы в виде ограды или часовни. Однако уже в этот период появляются и первые здания, построенные специально для совершения христианских богослужений. Церкви I–III веков, которые по своему внешнему облику не отличались от светских построек; архитектурные формы христианской базилики — от форм базилики светской. Лишь войдя внутрь, можно было благодаря настенным росписям и предметам литургического обихода понять, что человек оказался в христианском храме.

Отдельно строились баптистерии — помещения, в которых совершалось крещение оглашенных. В трудах Ипполита Римского, Оригена, Киприана Карфагенского мы находим свидетельство о том, что только на границе II и III века появились особые богослужебные здания, которые получили имена domus Dei, ecclesia, dominicum. Здесь уже церковь — не просто общность верующих, и кроме того, есть нечто совершенно отличное от дома; она противопоставляется ему не как помещение, не как место собрания, а по своему назначению для особых отправлений, имеющих религиозный литургический характер.

Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» пишет о мирном для христиан времени со времени Галиэна (259—268г.): «Уже не довольствуясь старыми зданиями, христиане по всем городам начали строить с самого основания обширные церкви» (Ц. Ист. VII, 1, 5).

Лектор не оставил без внимания вопрос о том как долго существовал у христиан обычай собираться по домам. В заключение священник Виталий Беликов рассмотрел основные исторические сведения о существовании, положении и внутреннем устройстве первых церквей на открытых местах, и возражения против существования в это время открытых храмов у христиан.


Больше обзоров

В ОБСЕ епископ Виктор (Коцаба) рассказал о нарушении прав верующих УПЦ

Віряни Київської єпархії передали свій храм на Волинь, допомагаючи постраждалим від розкольників християнам

Община УПЦ в селе Грибовица впервые молилась в своем новом храме

В Одесской епархии оказали помощь 170 переселенцам с Донбасса