Священник из «Киевского Иерусалима» рассказал об истории Киево-Печерской Лавры

Лекции цикла «Беседы в Русском музее» проходят еженедельно, и рассчитаны на широкую аудиторию

18 марта в рамках проекта «Беседы в Русском музее» в Российском центре науки и культуры в Киеве продолжилось знакомство с церковным историей и православной культурой. Темой встречи была выбрана история Успенской Киево-Печерской Лавры. Лекцию провел сотрудник Духовно-просветительского центра «Киевский Иерусалим», священник Виталий Беликов.

Монастырь был основан в 1051 году при князе Ярославе Мудром монахом Антонием и его учеником Феодосием. В разговоре о первоначальном устройстве монастыря лектор коснулся не только причин и особенностей пещерной жизни, но прежде всего проследил в целом историю становления египетского монашества, которое стало эталоном для православных иноков на века.

Священник Виталий Беликов считает, что только через призму монашеских практик Египта можно понять основные тенденции и направления развития христианской аскетики. В разборе традиции, унаследованной от афонского монастыря Эсфигмен, он выделил основные характерные черты православной аскезы, положенной в основу монашества на Руси.

Были отмечены основные влияния на традицию русского монашества у истоков ее становления со стороны различных форм монашеских практик. Так, преподобный Антоний Печерский был столпом пустынножительства и основателем отшельнического монашества, в то время как его ближайший ученик и сподвижник Феодосий в деле становления монашества на Руси был сторонником другого типа христианской аскезы, выраженной в форме монастырского общежития.

Около 1070 года в Киево-Печерской Лавре преподобным Феодосием Печерским был введён Студийский устав, известный под именем устава патриарха Алексия, который станет новым витком в истории монашеской аскетической традиции и определит историю развития Киево-Печерской обители, а с нею и всего русского монашества. Под влиянием обители преподобных Антония и Феодосия традиция русского монашества с уставом распространится по всем монастырям. Студийский устав сохранялся в Русской Православной Церкви до половины XIV века, но со временем был вытеснен иерусалимским уставом. В некоторых русских монастырях он действовал до XVIII века.

В традиции древнерусских пещерных монастырей лаврские Ближние и Дальние пещеры с примыкающими к ним Варяжскими пещерами играют важную роль в реконструкции истории прочих, не имеющих своей летописной истории, обителей. Лектор не обошел стороной и особенности лаврской погребальной пещерной традиции, отметив ее связь с литургической традицией «переоблачения».

В рамках темы он рассказал и о лаврских храмах — пещерных, надземных, надвратных — домонгольского периода, и о формировании историко-архитектурного ансамбля Киево-Печерской Лавры в дальнейшей ее истории.

Лекции цикла «Беседы в Русском музее» проходят еженедельно по средам в 18.00, и рассчитаны на широкую аудиторию.


Больше обзоров

Благодарим от всего сердца!

Программа “40 храмов”: у проекта появился свой сайт.

Открытие нового проекта программы "40 храмов" — КУТЫ: домовой храм

Сердечно благодарим!

Сегодня БФ "Фавор" официально объявляет о закрытии проекта "Котюжины - Домовой Храм"!