Зачем собороваться в пост

Четыре мифа о таинстве елеосвящения

В церкви у свечного ящика тихо беседовали две женщины. «Вот, болею уже давно, по врачам хожу, а толку мало, — говорит та, что помоложе. — Знакомые посоветовали пройти соборование (помазание тела елеем, — Авт.)». «Да ты что, тебе же нельзя! — всполошилась другая. — Ты ведь замужем! Так нельзя тебе собороваться, иначе потом спать с мужем не положено!»

Оказавшийся рядом священник счел своим долгом вмешаться. Сказал, что никаких церковных запретов на супружескую жизнь после соборования нет. «Ничего-то мы и не знаем, — сказали ему женщины. — А бабушки такого наговорят — путаница одна».

Пожалуй, ни с чем не связано столько суеверий, сколько с Таинством соборования. Чего только не услышишь! Например, о том, что потом мыться нельзя, поститься надо только по понедельникам или что Таинство соборования — лишь для умирающих. Развенчать суеверия и рассказать о сути Таинства журналисты издания «СЕГОДНЯ.ua» попросили блюстителя Дальних пещер Киево-Печерской Лавры архимандрита Дамиана.

Суть таинства

«В богослужебных книгах это называется Таинство елеосвящения, а соборованием его называют в народе из-за того, что участвуют в нем собор священников, — рассказывает отец Дамиан. — Чаще всего соборование совершается на дому, у постели болящего. И только в Великий пост оно происходит в храме. Цель елеосвящения — исцеление от телесных и душевных болезней. Церковь считает, что через это Таинство Бог дает прощение грехов (в том числе и тех, о которых человек забыл). Поэтому соборование очень актуально в дни Великого поста, когда человек особенно призван и настроен к покаянию и молитве, особенно призван к аскетическому времяпрепровождению, к особому подвигу. Потому по благословению священника прихожане могут прибегать к этому таинству. В другое время соборование проходит только над очень больными людьми.

В таинстве используется елей — жидкое растительное масло, чаще всего оливковое. В древности растительное масло считалось средством для лечения от самых разных недугов, например, для заживления ран. Также елей использовали для светильников в иерусалимском храме. Наряду с пшеницей и виноградным вином, елей был одним из основных пищевых продуктов. Изобилие оливковых плодов и елея считалось богатством и благодатью Божией. Если был хороший урожай — считалось, что Господь благословил народ. Отсутствие урожая воспринималось как наказание за грехи. В особые праздники волосы помазывали елеем. В Ветхозаветной традиции елей — символ исцеления, спасения и воссоединения с Богом. Елей символизировал особую радость, дружбу и братские отношения. Использовался при помазании на царство царей и присвоении сана священникам. В Новозаветной традиции елей стал символом духовного исцеления. В этом значении мы находим его в притче о добром самаритянине, в притче о десяти девах.

Использовал ли елей Христос

Одним из важных аспектов земного служения Христа было врачевание. Евангелие наполнено рассказами о всевозможных исцелениях, которые совершил Спаситель. Есть упоминание, что когда Христос посылал на проповедь своих учеников, они проповедовали и изгоняли бесов, больных мазали маслом и исцеляли их. Даром исцеления от болезней обладали не только апостолы, но и другие священники, на ком почил Святой Дух.

В послании Иакова встречаем основное упоминание о Таинстве соборования: «Болен ли кто из вас, да призовет пресвитеров церкви, и пусть молитву сотворят над ним, помазующе его елеем во Имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Именно эти слова апостола Иакова являются основным свидетельством таинства елеосвящения в апостольскую эпоху.

Основной элемент этого Таинства — участие в нем собора пресвитеров церкви: нескольких священников, которые по очереди совершают молитву. В православной традиции в идеале их семь, но все зависит от количества людей, пришедших на соборование. Например, в Киево-Печерской Лавре собороваться приходит и 300 человек, потому священников не 7, а 12. В реанимации соборовать может и один священник. Но в идеале должно быть семеро. Потому что в таинстве читается семь евангелий, семь молитв. Число «семь» в Священном Писании означает полноту чего-либо.

Как подготовиться

Никаких излишних подвигов брать на себя не нужно: соблюдение Великого поста уже является духовным подвигом. Накануне Таинства можно почитать покаянный канон в молитвослове, но особых требований перед этим таинством нет. Обязательно соблюдение поста (если у вас нет серьезных заболеваний), умножение добрых дел и запрет в делании зла.

Развенчание мифов

МИФ 1: ЕЛЕЙ ИСЦЕЛЯЕТ

Очень часто прихожане исцеляющую силу приписываются елею. Это неправильное понимание. У апостола Иакова есть замечательная фраза: «Исцелит молитва веры». Да, елей — символ этой молитвы веры, но исцеляет не символ. Исцеляет Господь.

МИФ 2: ПРОЩАЮТСЯ СТАРЫЕ ГРЕХИ

Таинство оказывает на человека двойное действие. Оно способствует телесному исцелению и может даровать прощение грехов. В том числе и тех, которые человек совершил, но забыл по своей человеческой немощи, или и не думал, что это считается грехом. Духовные отцы церкви связывали Соборование с покаянием и исповедью, рассматривали как восполнение таинства исповеди, где вспоминаются все грехи — и старые, и новые. Исцеление тела не может произойти без исцеления души. Поэтому молитва во исцеление от болезней соединена с прошением о прощении грехов.

МИФ 3: ТОЛЬКО ПЕРЕД СМЕРТЬЮ

У католиков есть мнение, что соборование совершается над умирающим человеком (и даже называется «Последнее помазание елеем»). Бывало, Таинство совершалось даже над умершим человеком. Но это понимание не соответствует православной традиции. В пост соборование происходит для исцеления не только физических недугов, но и духовных. Причем исцеление духовное — первично.

МИФ 4: СРАЗУ В РАЙ

Есть мнение о том, что человек, над которым провели таинство соборования и вскоре он умер, обязательно попадет в рай. Это суеверие, которое происходит от неправильного понимания того, что соборование — напутствие в жизнь вечную. Таинства не являются входным билетом в райскую обитель. Тем более, если до этого человек ни разу не был на исповеди и не причащался. Соборование — это не автобус, на который надо вскочить, чтобы доехать в Рай. И ни одно из церковных таинств не является таким «автобусом».

Рай — это не что-то вещественное (остров в небе или еще что), а непосредственное общение с Богом. Чтобы удостоиться этого общения, нужно жить праведной жизнью — в том числе участвовать в таинствах. И не только перед смертью. Кто же будет удостоен такого общения — решает только Бог. Однако совершение таинств является залогом, что Господь смилуется над человеком».


Больше обзоров

На Тернопільщині митрополит Сергій освятив новий храм УПЦ замість захопленого «Київським патріархатом»

Фото плачущего мальчика за день собрало огромную сумму денег

На Тернопільщині митрополит Сергій освятив новий храм УПЦ

Архімандрит Феодосій (Марченко): Молитви до Бога про помилування потребують усі лікарі і хворі